logo

Консолидированные предложения ТПП РФ и транспортных организаций-членов палаты вошли в список мер Минтранса России по непрямой поддержке авто- и авиаперевозчиков

Министерство транспорта Российской Федерации существенно расширило и дополнило список мер поддержки транспортной отрасли. В новом пакете, направленном в правительство, министерство предлагает широкий перечень послаблений для авиаотрасли и грузового автотранспорта, ранее почти обойденного вниманием, а также для городского электротранспорта, вокзалов и автостанций.

Ключевые меры связаны со снижением налоговой нагрузки – прежде всего НДС и соцвзносов – и облегчением кредитования, прямая бюджетная поддержка минимальна. В новый список мер поддержки вошли предложения, поступившие в Минтранс России от организаций-членов ТПП РФ Союза транспортников России, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и экспертов Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию. Эти меры направлены на поддержку авиационного и грузового автотранспорта.

По мнению председателя Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Виталия Ефимова и генерального директора АСМАП Андрея Курушина, существенными мерами поддержки грузовых автоперевозчиков в сложившейся ситуации, которые могут быть приняты Правительством Российской Федерации должны в первую очередь стать: введение моратория на уплату транспортного налога на 2020-2021 годы, обеспечение частичного субсидирования уплаты лизинговых платежей в 2020 году, освобождение от уплаты утилизационного сбора большегрузных транспортных средств экологического класса 6, перенос на 1 июля 2021 года срока вступления в силу требования об оборудовании тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки в городском сообщении. Эти и ряд других системных предложений были направлены в адрес председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина и министра транспорта Евгения Дитриха.

В качестве мер поддержки автоперевозчиков Минтрансом было предложено освободить перевозчиков, работающих в международном сообщении, от утильсбора за новые автобусы и грузовики экологического класса «Евро-6» (в РФ не выпускаются), субсидировать проценты по лизингу и кредитам владельцам автобусов. Возможность покрытия стоимости закупаемых тахографов за счет сумм страховых взносов в Фонд социального страхования, сейчас ограниченную 20% их цены, Минтранс хочет расширить до 80%. Так же рекомендуется регионам не взимать в 2020 году транспортный, земельный налоги и налог на имущество, а также арендную плату с владельцев автостанций, автовокзалов и грузо- и пассажироперевозчиков автотранспортом и городским электротранспортом. Предлагается обнулить до конца года НДС на внутренние грузовые автоперевозки и международные, местом реализации которых признается Российская Федерация.

Кроме того, Минтранс предлагает расширить возможность вычета убытка из налога на прибыль будущих периодов, ограниченную 50%, сняв лимит для грузовых и пассажирских автомобильных и воздушных перевозок, электротранспорта, метро и вокзалов, снизить для них ставку страховых взносов от фонда оплаты труда за 2020-2022 годы до 15%.

В числе мер поддержки авиации самой главной является обнуление НДС на все внутренние перевозки до 2030 года (сейчас нулевой ставкой облагаются перелеты в обход Москвы). В марте подобную меру предлагала Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) – тогда речь шла об обнулении с 1 июня до конца года, Минтранс предлагает начать с 1 апреля. По оценке АЭВТ, мера позволит авиакомпаниям сэкономить до 36 млрд руб. в год. Минтранс также готов отменить транспортный налог для лизинговых компаний, снизив тем самым размер лизинговых платежей за самолеты, налог на имущество для воздушных судов, зарегистрированных в российском реестре.

В доработанный Минтрансом перечень так и не попали меры поддержки водного транспорта. Вместе с тем, ТПП РФ поддержала обращение Союза «Российская палата судоходства», Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (организации-члены ТПП РФ) и Союза транспортников России, направленное в адрес первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Андрея Белоусова по мерам поддержки водного транспорта.

В частности, позиция президента Союза «Российская палата судоходства» Алексея Клявина по поддержке водного транспорта обосновывается тем, что морской транспорт обеспечивает основные объемы внешней торговли Российской Федерации, внутренний водный транспорт обеспечивает перевозки массовых грузов на большие расстояния, перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые невозможно перемещать другими видами транспорта, в том числе в интересах нефтегазовой, гидроэнергетической отраслей и военно-промышленного комплекса, обеспечивает воднотранспортную связь промышленных предприятий страны с морскими портами.

В качестве первоочередных мер в обращении предлагается: введение отсрочки по уплате судоходными компаниями НДС и страховых взносов в социальные фонды до конца 2020 года предоставление лизинговых и кредитных каникул на 6 месяцев по инвестиционным кредитам (лизингу) без капитализации процентов, т.е. субсидирование процентов банку/лизинговой компании, субсидирование процентных ставок по кредитам и выработка мер по реструктуризации банковских кредитов, административное ограничение возможности досрочного истребования кредитов в связи с ухудшением финансового состояния и финансовых нормативов, на период до урегулирования общеэкономической ситуации.

По итогам прошедшего 7 мая 2020 года совещания по вопросам поддержки транспортной отрасли Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил внести внутренний водный транспорт в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Президент поддержал предложения министра транспорта Евгения Дитриха о финансовой поддержке аэропортов в размере 10,1 млрд руб. и авиакомпаний в размере 23,4 млрд рублей. Также он отметил, что восстановление транспортного комплекса в части пассажирских перевозок необходимо увязать со стимулированием внутреннего туризма.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А. Борищенко по материалам газеты Коммерсантъ

Закрыть