logo

Новосибирская городская ТПП выдает заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключенным между российскими предпринимателями

В связи с негативным влиянием ситуации по распространению коронавирусной инфекции на состояние бизнеса, с 30 марта НГТПП предоставлено право выдавать заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключенным между российскими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Данные заключения могут потребоваться бизнесу для использования при переговорах с контрагентами или в судебных органах.

Необходимо отметить, что в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы по договорам, заключенным между российскими юридическими лицами, вопрос доказывания указанных событий лежит на стороне, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательство.

Признаками обстоятельств непреодолимой силы являются: чрезвычайность и неотвратимость события, а также прямая зависимость невозможности исполнения предпринимателем обязательств от возникших ограничений. К таким событиям могут относиться, в частности, ограничительные меры, принимаемые государственными органами. В то же время, к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника; отсутствие на рынке нужных для исполнения договоров товаров; отсутствие у должника необходимых денежных средств; изменение валютных курсов или иной экономической ситуации.

В то же время НГТПП обращает внимание предпринимателей, что полномочиями свидетельствования обстоятельств форс-мажора по внешнеторговым контрактам в отношении событий, наступивших на территории Российской Федерации, обладает исключительно ТПП РФ.

В случае необходимости предприятие представляет в НГТПП следующие документы (копии, заверенные подписью руководителя и печатью заявителя):

Заявление в НГТПП с просьбой выдать Заключение об обстоятельства непреодолимой силы. В заявлении указываются: наименование, реквизиты и предмет заключенного договора (контракта); обязательства заявителя по данному договору (контракту), порядок и сроки их исполнения; событие, которое заявитель считает обстоятельством непреодолимой силы, препятствующее надлежащему исполнению указанных обязательств, начало и окончание срока действия такого события, а также ссылки на документы его подтверждающие; контактные реквизиты заявителя, включая официальную электронную почту. Заявление должно содержать запись о том, что заявитель принимает на себя ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов.

Правоустанавливающие и регистрационные документы заявителя (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе с указанием ОГРН (индивидуальный предприниматель представляет копию свидетельства индивидуального частного предпринимателя и копию общегражданского паспорта).

Документы, подтверждающие возникновение обязательств по сделке: договор (контракт), содержащий форс-мажорную оговорку, предусматривающую обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности, и которые стороны согласились считать обстоятельствами непреодолимой силы, а также иную информацию, касающуюся условий освобождения сторон от ответственности при возникновении указанных обстоятельств; приложения и спецификации к договору (контракту), если такие имеются; справка об объемах выполненных по договору (контракту) обязательств.

— Документы компетентных органов, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

Дополнительно необходимо представить информацию, обосновывающую непосредственное влияние Указов № 206 и № 239, а также соответствующих нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на исполнение заявителем конкретного обязательства, предусмотренного договором, в частности:

  • о том, что исключения, предусмотренные пунктом 2 Указа № 206, пунктом 4 Указа № 239, а также соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, для региональных системообразующих организаций), на работников компании не распространяются;
  • о том, что компания (непосредственная сфера ее деятельности, ее работники) не подпадает под действие ограничительных (запретительных) мер, устанавливаемых субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа № 239;
  • о наличии локального правового акта компании (приказ, распоряжение) по вопросам организации деятельности предприятия в период действия Указов № 206 и №239 (в т.ч. о переводе работников на дистанционный режим работы или режим нерабочих дней и т.п., например: приказ «О реализации мер по введению режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», приказ «Об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации (изоляции)»);
  • о невозможности обеспечить производственную или иную деятельность в нерабочие дни согласно ранее утвержденному в организации плану производства, графику работ на этот период или иных подобных документов.

Для получения заключений и консультаций обращайтесь по телефонам: 363-27-61, 223-80-20, 223-98-49. Электронная почта: info@ngtpp.ru

 

Наиболее часто задаваемые вопросы:

Вопрос: В связи с решением губернатора о закрытии для посетителей  торговых и развлекательных центров, а также других предприятий торговли, общественного питания, культуры и досуга, повлечет ли такое признание автоматическое прекращение заключенных предпринимателями договоров аренды площадей или помещений?

Ответ: Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены, в числе прочих, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Также обращаем Ваше внимание, то в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ) в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 19 Закона № 98-ФЗ предусмотрено, что размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
В данном случае арендатору на основании положений Закона № 98-ФЗ следует предъявить арендодателю требование об изменении условий договора, например, об уменьшении арендных платежей или об их отсрочке (рассрочке) на период действия ограничений, вызванных принятыми решениями о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Свод вопросов и ответов по аренде

Свод вопросов и ответов по госзакупкам

Свод вопросов и ответов по кредитованию

Свод вопросов и ответов по налогам

Свод вопросов и ответов по трудовым отношениям

Закупки в период пандемии

Блоки вопросов и контакты комитетов и советов ТПП РФ

Письмо_ТПП РФ_№_ПР_0505_от_14.05.2020_Обзор_по_отдельным_вопросам_судебной практики

Обзор Верховного суда COVID 19 №1 от 21.04.20

Обзор Верховного суда COVID 19 №2 от 30.04.20

Закрыть