logo

Отказ от ЕНВД может повлечь негативные последствия для бизнеса

Отмена единого налога на вмененный доход с 2021 года может повлечь негативные последствия для бизнеса и привести к уходу в тень или закрытию субъектов хозяйственной деятельности. К такому выводу пришли участники Координационного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новосибирской области.

Под отмену ЕНВД подпадают микро и малые предприятия, индивидуальные предприниматели, реализующие социально значимые товары и услуги: небольшие розничные магазины, ветеринарные клиники, кафе и рестораны, гостиницы, бытовые услуги.

В результате отмены единого налога на вмененный доход перед предпринимателями встанет выбор: сменить режим налогообложения на ОСН, УСН, патентную систему, либо перейти в категорию самозанятых, либо закрыть предприятие и выйти на биржу труда или уйти в тень.

Каждый из приведенных вариантов может привести к тому, что бюджет может не получить тех средств, на которые рассчитывает Правительство РФ (около 60 млрд. руб), а последствия такой отмены будут намного более жесткими: около 1,1 млн. предприятий, находящихся на ЕНВД могут закрыться, в результате чего 1,7 млн. чел. станут безработными.

Опыт Москвы, где условия ведения бизнеса и покупательская способность населения значительно лучше, показывает, что в результате отмены ЕНВД налоговые отчисления в бюджет выросли лишь незначительно, в то время как число социально значимых МСП упало.

Институт уполномоченного предлагает сохранить «вмененку» как минимум до 2024 года. За это время необходимо «подготовить» существующие налоговые режимы: для всех субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к субъектам малого (микро) предпринимательства, предусмотреть возможность выбора между патентной системой налогообложения и упрощенной системой налогообложения модифицированных следующим образом: ПСН — расширение возможности применения для юридических лиц; расширение видов деятельности; смягчение требований по ограничению площади объектов и количеству работников.

Наиболее перспективным видится развитие системы УСН «доходы», со следующим изменениями: отмена деклараций по ней (учитывая развитие «онлайн-касс» -это реальная перспектива, озвучиваемая ФНС); снижение ставки с существующих 6% до 4%-4,5% (потому что налоговая нагрузка, например, торговых организаций, применяющих ОСН, находится в этом пределе, а они составляют большинство от МСП).

Относительно распределения расходов позиция института уполномоченного такова, что все доходы от упрощенных режимов целесообразно направлять в местные бюджеты – так как это дает возможность органам местного самоуправления оказывать поддержку бизнесу и стимулирует в развитии предпринимательства.

Определение параметров налогообложения логично было бы возложить на региональные власти – так как регион имеет больше ресурсов и возможностей для проработки этих параметров, сможет обеспечить своевременное отражение в справочных базах.

По результатам Координационного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новосибирской области участникам было предложено направить свои инициативы по вариантам перехода на иные системы налогообложения в аппарат бизнес-омбудсмена для дальнейшей проработки.

Закрыть