logo

По поручению Президента РФ Палата провела оценку эффективности налоговых льгот

Работа по оценке эффективности налоговых льгот около года проводилась Департаментом законотворческой деятельности и Экспертным налоговым советом Палаты.

В опросе приняли участие территориальные торгово-промышленные палаты и членские организации более чем из 25 субъектов Российской Федерации (Астраханская, Брянская, Владимирская, Иркутская, Ростовская, Тульская, Челябинская области, Республика Крым, г. Севастополь, и др.).

Так, в частности, в ряде регионов установлены налоговые льготы по налогу на имущество организаций (например, в Воронежской, Вологодской областях и ряде других), а в Брянской области он полностью отменен для субъектов малого бизнеса; снижена региональная ставка по налогу на прибыль (Брянская, Калужская, Кировская области и ряде других); установлены освобождения по транспортному и земельному налогу (Брянск, Находка и другие). Данные льготы признаются предпринимательским сообществом как наиболее эффективные.

Например, в Иркутской области на 1 рубль предоставленной налоговой льготы привлечено 12,7 рублей инвестиций в основной капитал, на 11,5 рублей модернизировано основных фондов, создано более 500 новых рабочих мест, льготами воспользовались 4 165 организаций и индивидуальных предпринимателей.

В Ростовской области введены «налоговые каникулы», а также снижена процентная ставка по упрощенной системе налогообложения для схемы «доход минус расход» с 15% до 10%.

Среди препятствий для пользования льготами выделены:

1). Строгие критерии отбора инвесторов для применения инвестиционных налоговых льгот;

2). Сложные административные процедуры при получении специального статуса (например, резидентов особых экономических зон, территорий опережающего развития, индустриальных парков);

3). Опасение проведения налоговых проверок всего бизнеса в рамках проверки обоснованности применения льгот.

Палатой был сформулирован и ряд предложений:

  • установить пониженную ставку по налогу на имущество при вводе в эксплуатацию нового промышленного оборудования (за исключением бывшего в употреблении оборудования) на сумму свыше 100 млн руб. на период 2 года с даты ввода оборудования в строй.
  • освободить от налога на имущество основные средства, находящиеся на консервации и реконструкции, так как их консервация/реконструкция не позволяет использовать имущество в производственной деятельности и получать доходы.
  • предусмотреть возможность организациям, использующим упрощенную систему налогообложения или уплачивающим единый сельскохозяйственный налог, в добровольном порядке становиться плательщиками НДС с целью встраивания в цепочку хозяйственных отношений.

Развернутые предложения Палаты направлены в Аппарат Правительства РФ для последующего доклада Президенту РФ.

Департамент законотворческой деятельности, Д.Фадеев, А.Селиванов

Закрыть