logo

Правительство одобрило к внесению в Госдуму законопроекты об обязательных требованиях и о госконтроле

Эти документы должны обеспечить реализацию реформы КНД — ожидалось, что внесение в Госдуму произойдет еще сентябре-октябре, однако процесс согласований документов несколько затянулся.

Первый, «материальный» законопроект — об обязательных требованиях — за время доработки изменился довольно существенно.

Но принципы установления таких требований остались прежними: исполнимость, обоснованность, предсказуемость. Порядок вступления в силу актов, содержащих обязательные требования, несколько изменился — с 1 марта и с 1 сентября, но не ранее чем через три месяца после их официального опубликования (в предыдущей версии — 1 января или 1 июля и не ранее полугода). Смягчен и подход к мониторингу обязательных требований: ранее говорилось об их актуализации не реже чем в пять лет, теперь законопроект устанавливает лишь необходимость проведения оценки воздействия норм как минимум каждые пять лет. Исключена также категоризация обязательных требований исходя из степени социально опасного риска и последствий их несоблюдения (см. “Ъ” от 1 августа).

Второй, «процессуальный» законопроект о госконтроле устанавливает порядок контрольно-надзорного производства.

В его рамках каждый шаг инспектора должен иметь процессуальное обоснование. Основная идея — переход от карательного к профилактическому подходу (в частности, за счет риск-ориентированного подхода). В зависимости от степени риска объекты контроля делятся на категории, от которых зависит, насколько пристальным будет внимание к ним со стороны инспекторов. Этот документ изменился меньше: по сравнению с прежней версией он предусматривает более широкий перечень изъятий (например, не распространяется на сферы иностранных инвестиций, контроля за оборотом оружия и детективной деятельности). Включены в него также положения о проверочных листах (список вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или нарушении наиболее значимых требований), которые должны применяться инспекторами и могут использоваться бизнесом для самообследования.

Как отметил вице-премьер Константин Чуйченко, хотя проекты в ближайшее время будут внесены в Госдуму, их пока нельзя назвать «готовым продуктом». На протяжении двух месяцев Минэкономики будет их дорабатывать и представит поправки ко второму чтению. По словам Константина Чуйченко, планируется вписать в законопроекты особенные части, в которых будут очерчены сферы КНД. В правительстве ожидают, что документы в целом могут быть приняты в весеннюю сессию.

Минэкономики также предстоит решить вопрос участия Банка России в реформе. Как отметила вчера глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в первоначальной редакции проектов для регулятора были установлены изъятия, то есть они не распространялись на ЦБ. «Но почему-то в этой редакции это исчезло»,— посетовала глава Банка России. Она пояснила, что при таком варианте возникает коллизия с законом о ЦБ: законопроект об обязательных требованиях предполагает, что один орган не может совмещать функции регулирования и надзора, но Банк России таким правом обладает. В качестве компромисса вчера предлагалось перенести положения, касающиеся ЦБ, в закон, регулирующий его деятельность, и там указать, как Банк России будет применять «регуляторную гильотину» в своей сфере.

https://www.kommersant.ru/doc/4173659

Закрыть