logo

Приняты федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

22 июля 2020 года Государственной Думой были приняты Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон о контроле) и Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательных требованиях).

Законы предусматривают реформу контрольной (надзорной) деятельности, обязывают органы применять риск-ориентированный подход, а также закрепляют реализацию механизма «регуляторной гильотины». Результатом проводимой реформы должна стать дебюрократизация существующей системы контроля (надзора), сокращение административного давления на бизнес, а также исключение избыточных и дублирующих обязательных требований.

ТПП РФ на протяжении нескольких лет вела сопровождение указанных законов при их разработке в Правительстве РФ и прохождении в профильных комитетах Государственной Думы.

Результатом совместной деятельности ТПП РФ, территориальных торгово-промышленных палат и членских организаций явилось следующее.

  1. В Законе о контроле был учтен ряд поправок ТПП РФ.
  • Устанавливается предельное число проводимых в отношении бизнеса контрольных мероприятий в зависимости от категории риска нарушения требований — не чаще одного раза в шесть месяцев для самых опасных предприятий и не чаще одного раза в три года для самых безопасных предприятий.
  • Осуществление инспектором в рамках мероприятия контроля (надзора) действий, которые запрещены в рамках такого мероприятия (например, осуществление в рамках контрольной закупки опроса, истребования документов и т.д.), является грубым нарушением требований к организации контроля (надзора) и влечет отмену всех решений, принятых по итогам проведенных мероприятий.
  • Для инспектора введен запрет на проведение дополнительных внеплановых мероприятий после завершения плановых мероприятий контроля (надзора).
  • На инспектора возлагается обязанность осуществлять консультирование по запросу контролируемых лиц (ранее это являлось правом инспектора).
  • Внеплановые выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, контрольная закупка, мониторинговая закупка проводятся исключительно после согласования этих мероприятий с органами прокуратуры (ранее обязательному согласованию подлежала лишь внеплановая выездная проверка).
  • Исключено множество положений, наличие которых впоследствии могло привести к нарушению прав и интересов хозяйствующих субъектов (например, исключены нормы, позволяющие проводить контрольные мероприятия «в исключительных случаях», «в случаях крайней необходимости», «в экстренных случаях» и т.д.).
  1. В Законе об обязательных требованиях учтены следующие поправки ТПП РФ.
  • В случае противоречия между несколькими обязательными требованиями предприниматель считается добросовестно исполнившим требования, если он обеспечил соблюдение любого из них.
  • Проекты нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, подлежат обязательному публичному обсуждению, в том числе с бизнес-сообществом.
  • Дополнительно обращаем Ваше внимание на ряд важных нововведений в сфере регионального контроля (надзора) и муниципального контроля:

1) Региональные и муниципальные органы наделены правом утверждать «проверочные листы» по видам осуществляемого контроля (надзора) с целью ознакомления бизнеса с существующими нормами.

  • Предприниматели смогут подать жалобу на действия (бездействие) региональных и муниципальных органов при помощи информационной системы досудебного обжалования.
  • Региональные и муниципальные органы обязаны утвердить новые положения об осуществляемых видах контроля (надзора) до 01.01.2022г.
  1. Во исполнение пункта 6 Протокола совещания Президента ТПП РФ от 15 июня 2020 года №20 информируем Вас об опыте создания в Калининградской области единого контрольного (надзорного) органа по всем осуществляемым в регионе видам регионального контроля (надзора) — Министерства регионального контроля (надзора).

Министерство является специальным органом, который одновременно проводит государственную политику и нормативно-правовое регулирование в нескольких видах регионального государственного контроля (надзора), а также осуществляет профилактику и проверку соблюдения обязательных требований в следующих видах контроля (надзора):

  • внутренний государственный финансовый контроль;
  • контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • региональный государственный жилищный надзор;
  • лицензирование управления многоквартирными домами;
  • региональный государственный строительный надзор;
  • региональный государственный контроль (надзор) в области

долевого строительства объектов недвижимости и за деятельностью жилищно-строительных кооперативов;

  • региональный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр.

Дорожная карта

Положение о Министерстве

Обзор проведения реформы в Калининградской области

Текст законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Текст законопроекта «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

Закрыть