logo

Участнику ВЭД

О вступлении в силу приказа ФТС России от 24 августа 2018 года № 1329

Новосибирская таможня информирует участников ВЭД, которым открыт единый лицевой счет на уровне ФТС России, о вступлении в силу приказа ФТС России от 24 августа 2018 года № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС» (приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329).

 Указанный приказ содержит ряд положений, ранее закрепленные в приказе ФТС России от 22 августа 2016 г. № 1617, который с 13 сентября 2018 года утрачивает силу.

Обращаем внимание на новые положения приказа ФТС России от 24 августа 2018 года № 1329 для юридических лиц, которым открыт единый лицевой счет.

  1. Информация о дате начала администрирования единого лицевого счета юридического лица с 13 сентября 2018 года доводится до данного лица исключительно путем ее размещения в сервисе «Лицевой счет» личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности  на официальном сайте ФТС России (http://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services/About/PersonalAccount).
  2. Изменяется перечень таможенных органов, осуществляющих  администрирование единых лицевых счетов плательщиков.

Администрирование единых лицевых счетов плательщиков осуществляется региональными таможенными управлениями и Калининградской областной таможней в соответствии с местом налогового учета плательщика исходя из кода причины постановки на учет, содержащегося в отношении данного лица в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) (первые два символа КПП (ХХ**01***)), за исключением Центральной энергетической таможни, которая осуществляет администрирование плательщиков таможенных пошлин, налогов, сумма уплаченных таможенных платежей при экспорте энергоносителей, классифицируемых в отдельных позициях и подсубпозициях группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС и отдельных подсубпозициях группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС, которых составляет более 100 млн. рублей в течение года, предшествующего началу администрирования лицевых счетов данных плательщиков в ресурсе ЕЛС.

Администрирование единых лицевых счетов в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют:

  • Центральное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 31, 32, 33, 36, 37, 40, 44, 46, 48, 50, 57, 62, 67, 68, 69, 71, 76, 77;
  • Северо-Западное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 10, 11, 29, 35, 47, 51, 53, 60, 78, 83;
  • Южное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 01, 08, 23, 30, 34, 61, 91, 92;
  • Приволжское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 02, 12, 13, 16, 18, 21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81;
  • Уральское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 45, 66, 72, 74, 86, 89;
  • Сибирское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 03, 04, 17, 19, 22, 24, 38, 42, 54, 55, 70, 75, 80, 84, 85, 88;
  • Дальневосточное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 14, 25, 27, 28, 41, 49, 65, 79, 82, 87;
  • Северо-Кавказское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 05, 06, 07, 09, 15, 20, 26;
  • Калининградская областная таможня в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 39.

Указанные таможенные органы с 13 сентября 2018 года в соответствии с местом налогового учета плательщика будут осуществлять возврат авансовых платежей юридическим лицам, использующим единый лицевой счет, на основании заявлений о возврате авансовых платежей, поданных данными лицами в указанные таможенные органы, а также предоставлять отчеты о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, и подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Заявления о возврате денежных средств, поступившие до 13 сентября 2018 года в таможенные органы от плательщиков, использующих единые лицевые счета в соответствии с положениями приказа ФТС России от 22 августа 2016 года № 1617, а также обращения о предоставлении отчетов о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, и подтверждений уплаты таможенных пошлин, налогов подлежат рассмотрению таможенными органами, в которые они поступили до указанной даты.

  1. Упрощается порядок возврата плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а также денежного залога. Возврат указанных денежных средств будет осуществляться в форме их зачета в счет авансовых платежей без представления плательщиком соответствующего заявления.
  2. Упрощается порядок уплаты таможенных и иных платежей при декларировании товаров с использованием единого лицевого счета.

Учет остатков денежных средств на едином лицевом счете плательщика и их использование при совершении таможенных операций и совершении иных операций с денежными средствами осуществляются в рамках применения централизованного порядка уплаты таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, без заключения плательщиками с таможенными органами соглашений о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов.

С учетом подпункта 46 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 положения приказа ФТС России от 24 августа 2018 года № 1329 предоставляют возможность осуществлять уплату таможенных и иных платежей при декларировании товаров в объеме общего остатка денежных средств по кодам бюджетной классификации в соответствии с ИНН организации без детализации до платежных документов.

Данная возможность позволит участникам ВЭД наиболее эффективно распоряжаться остатками денежных средств и минимизирует случаи совершения данными лицами ошибок при заполнении графы «В» декларации на товары (далее – ДТ), которые могут привести к отказу в выпуске товаров в связи с отсутствием денежных средств, достаточных для уплаты таможенных и иных платежей, на конкретном платежном документе.

При этом до вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе, для уплаты ввозных таможенных пошлин используется остаток денежных средств на лицевом счете по соответствующему КБК.

Для обеспечения возможности уплаты таможенных и иных платежей при декларировании товаров в объеме общего остатка денежных средств по коду бюджетной классификации без детализации до платежных документов в случае, если лицо, указанное в 14 графе ДТ, использует единый лицевой счет, начиная с 13 сентября 2018 года в графе «В» ДТ реквизиты платежных документов и способ уплаты таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы (элементы 4 – 6 графы «В» ДТ) не заполняются.

При этом в графе «В» ДТ подлежит обязательному заполнению код вида платежа (элемент 1), сумма уплаченного таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы (элемент 2), цифровой код валюты уплаты (элемент 3).

В качестве распоряжения на использование при декларировании товаров авансовых платежей в сумме, заявленной при подаче ДТ в элементе 2 графы «В», таможенными органами будет рассматриваться заявление в элементе 7 графы «В» ИНН плательщика либо ИНН таможенного представителя (в случае если таможенные и иные платежи уплачиваются таможенным представителем). В случае, если помимо уплаты таможенных платежей декларантом (плательщиком) производится частичная уплата таможенных и иных платежей таможенным представителем в элементе 7 графы «В» заявляется отдельными строками как ИНН плательщика, так и ИНН таможенного представителя, с указанием сумм, уплачиваемых каждым из указанных лиц.

Пример:

вид платежа 1010,  сумма 375,00,   код валюты 643, ИНН 7777777777

вид платежа 2010,  сумма 1111,11, код валюты 643, ИНН 7777777777

вид платежа 5010,  сумма 3333,33, код валюты 643, ИНН 5555555555

При этом уплата таможенных и иных платежей одновременно с единого лицевого счета и с лицевого счета, открытого на уровне таможни, по одной ДТ  не допускается, соответственно графа «В» ДТ не может одновременно содержать несколько строк, с указанием и без указания в данных строках реквизитов платежных документов.

Указанные изменения порядка заполнения графы «В» ДТ не распространяются на заполнение ДТ в случае, если производится уплата таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, с лицевого счета плательщика (таможенного представителя), открытого на уровне таможни. В данном случае сохраняется текущий порядок заполнения графы «В» ДТ, предусматривающий указание реквизитов платежных документов и способа уплаты таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы.

  1. Открытие единых лицевых счетов таможенным представителям без подачи ими соответствующего заявлений в ФТС России.

С 13 сентября 2018 года открываются лицевые счета всем юридическим лицам, включенным в реестр таможенных представителей, которые позволят всем таможенным представителям осуществлять уплату таможенных и иных платежей в отношении декларантов, которым уже открыт единый лицевой счет. Данная возможность не прекращает возможность использования таможенными представителями лицевых счетов, открытых в таможенных органах для осуществления уплаты таможенных и иных платежей в отношении декларантов, которым еще не открыт единый лицевой счет.

В случае если уплата таможенных и иных платежей производится таможенным представителем за декларантов, которым уже открыт единый лицевой счет, используется единый лицевой счет таможенного представителя и в графе «В» ДТ не указываются реквизиты платежных документов, а также способ уплаты таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы.

В случае если уплата таможенных и иных платежей производится таможенным представителем за декларантов, которым еще не открыт единый лицевой счет, используется лицевой счет таможенного представителя, открытый в конкретном таможенном органе, и реквизиты платежных документов, а также способ уплаты таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, в графе «В» ДТ указываются.

  1. Возможность открытия единых лицевых счетов декларантам без подачи ими соответствующего заявлений в ФТС России.

Начиная с конца сентября 2018 года предполагается поэтапный перевод плательщиков на единые лицевые счета в соответствии с местом налоговой регистрации плательщика исходя из идентификационного номера налогоплательщика (далее – ИНН), содержащегося в отношении данного лица в ЕГРЮЛ (первые два символа ИНН (ХХ********).

В первую очередь предполагается осуществлять перевод на единые лицевые счета плательщиков, ИНН которых начинается с 02, 12, 13, 16, 18, 21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81.

Информация о дальнейшем переводе на единые лицевые счета плательщиков будет размещаться на официальном сайте ФТС России (http://customs.ru).

При этом для плательщиков, изъявивших желание открыть единые лицевые счета до поэтапного перевода плательщиков на единые лицевые счета в соответствии с местом налоговой регистрации возможен заявительный порядок их открытия.

В первую очередь данная возможность актуальна для юридических лиц, предполагающих впоследствии совершение таможенных операций в регионах деятельности Приволжской электронной таможни, Уральской электронной таможни и Северо-Кавказской электронной таможни.

Указанные в настоящем информационном сообщении положения не распространяются на юридических лиц, не использующих единые лицевые счета, открытые на уровне ФТС России.


   Вниманию участников внешнеэкономической деятельности: с 1 июля 2018 года изменяются условия предоставления тарифных преференций

Сибирское таможенное управление информирует, что с 1 июля 2018 г. вступают в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г.  № 44, от 22 августа 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. № 8» в соответствии с которыми из раздела I Перечня товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предоставляются тарифные преференции, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. № 8, исключаются следующие товары:

— картофель свежий или охлажденный товарная позиция 0701 ТН ВЭД;

— томаты свежие или охлажденные товарная позиция 0702 ТН ВЭД;

— лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, свежие или охлажденные товарная позиция 0703 ТН ВЭД;

— капуста кочанная, капуста цветная, кольраби, капуста листовая и аналогичные съедобные овощи из рода Brassica, свежие или охлажденные товарная позиция 0704 ТН ВЭД;

— салат-латук (Lactuca sativa) и цикорий (Cichorium spp.), свежие или охлажденные товарная позиция 0705 ТН ВЭД;

— морковь, репа, свекла столовая, козлобородник, сельдерей корневой, редис и прочие аналогичные съедобные корнеплоды, свежие или охлажденные товарная позиция 0706 ТН ВЭД;

— огурцы и корнишоны, свежие или охлажденные товарная позиция 0707 00 ТН ВЭД;

— овощи прочие, свежие или охлажденные плоды рода Capsicum или рода Pimenta классифицируемые в субпозиции 0709 60 ТН ВЭД;

— яблоки классифицируемые в субпозиции 0808 10 ТН ВЭД;

— томаты, приготовленные или консервированные без добавления уксуса или уксусной кислоты товарная позиция 2002 ТН ВЭД;

— виноградный сок (включая виноградное сусло) с числом Брикса не более 30 классифицируемый в субпозиции 2009 61 ТН ВЭД;

— виноградный сок (включая виноградное сусло) прочий классифицируемый в субпозиции 2009 69 ТН ВЭД.

Справка:

В соответствии со статьей 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 года в г. Астане, в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран предоставляются тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из этих стран, пользователей единой системы тарифных преференций.

В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (Единого таможенного тарифа).

В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран,  применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В соответствии с пунктом 3 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» государства – члены ЕАЭС предоставляют тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций, Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций, и включенных в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции.

Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. № 8.


Сибирское таможенное управление напоминает о необходимости представления статистических форм учета перемещения товаров

Статьей 104 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлена обязанность российского лица, заключившего сделку, либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств — членов Евразийского экономического союза, представлять статистическую форму учета перемещения товаров (статистическая форма) в таможенный орган.

Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном Интернет–сайте ФТС России (www.customs.ru) в разделе «Представление статистической формы» через «Личный кабинет».

За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм либо представление в статистической форме недостоверных сведений установлена административная ответственность по статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и условия освобождения лица об ответственности.

Составление протоколов об АП и рассмотрение дел об АП по указанной статье отнесено к компетенции таможенных органов.

За 2017 год таможенными органами Сибирского таможенного управления составлено свыше двух тысяч протоколов об АП по статье 19.7.13 КоАП РФ, из них основная часть (93%) – по нарушению срока представления статистической формы, (4%) – по представлению недостоверных сведений и  (3%) – по непредставлению статистической формы.

По результатам рассмотрения преимущественно назначалось административное наказание в виде предупреждения, кроме того наложены штрафы на общую сумму 3,7 млн. рублей.


СТУ: о перемещении товаров Евразийского экономического союза в Калининградскую область и в Республику Армения

Сибирское таможенное управление информирует: с вступлением в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) изменился порядок подачи транзитных деклараций в отношении товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС), перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть таможенной территории ЕАЭС через территории иностранных государств.

Согласно пункту 5 статьи 304 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с помещением указанных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, должны совершаться исключительно в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров ЕАЭС, в следующих случаях:

1) товары ЕАЭС перевозятся железнодорожным транспортом;

2) в государстве-члене, на территории которого товары ЕАЭС  помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, в отношении таких товаров установлены ставки вывозных таможенных пошлин;

3) условиями перевозки предусмотрено совершение грузовых операций на территориях государств, не являющихся членами ЕАЭС.

С учетом новой нормы, закрепленной в ТК ЕАЭС, в указанных случаях при подаче транзитной декларации в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС, пограничным таможенным органом будет приниматься решение об отказе в выпуске товаров.

Дополнительно обращаем внимание на то, что при помещении товаров ЕАЭС под таможенную процедуру таможенного транзита декларантом  таможенной процедуры таможенного транзита может быть лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, либо экспедитор.

Справочно:

В соответствии Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. № 139 «О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза» документами, подтверждающими статус товаров ЕАЭС для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, могут являться накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, счет-фактура (инвойс), спецификация, отгрузочный (упаковочный) лист или иные транспортные (перевозочные), коммерческие документы, в которые отправителем или декларантом должна вноситься и заверяться запись «Товары Евразийского экономического союза».


Если к таможне претензии

В области таможенного дела обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов вправе любое лицо (юридическое, физическое), которое полагает, что таким решением, действием (бездействием) непосредственно нарушаются его права, интересы, создаются препятствия для их реализации. При этом лицо вправе по своему усмотрению выбрать, куда подать жалобу: в таможенные органы или в суд.

Тем не менее, Сибирское таможенное управление рекомендует сначала использовать досудебный порядок обжалования. Почему? Об этом и расскажет наша собеседница – и.о. заместителя начальника Сибирского таможенного управления – начальника службы полковник таможенной службы Наталья Михайловна Кокинос.

— Наталья Михайловна, расскажите, есть ли определенный порядок, в соответствии с которым лица, обжалующие решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, должны совершать определенные действия при подаче жалобы в области таможенного дела?

— Безусловно, такой порядок существует и определен он главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о таможенном регулировании). При этом хочу сразу отметить, что сфера действия указанной главы охватывает большинство случаев обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, однако не применяется в случае обжалования постановлений таможенных органов и их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.

В целом, подать жалобу несложно. Если коротко, то сначала лицу нужно составить в письменной форме жалобу, указав в ней какое именно решение, действие (бездействие) им обжалуется, какой таможенный орган вынес (допустил) такое решение, действие (бездействие), наименование или фамилию, имя, отчество заявителя, его место жительства или место нахождения, собственноручно подписать жалобу.

Затем необходимо проверить срок для обжалования. Если такой срок пропущен, написать ходатайство о восстановлении срока обжалования, указав уважительные причины пропуска срока.

Также лицо не должно забывать о приложении к жалобе документов (их заверенных копий), подтверждающих полномочие на обжалование. Здесь для юридических лиц установлены свои особенности – полномочия единоличных исполнительных органов должны быть подтверждены документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. В случае, если жалоба подается представителем, то к жалобе должна быть приложена доверенность, которая в обязательном порядке должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

Жалобу с документами необходимо направлять в таможенный орган почтовой связью (экспресс связью) или нарочным.

Если все-таки при составлении и подаче жалобы в области таможенного дела возникли некоторые трудности, то на официальных сайтах Сибирского таможенного управления и подчиненных ему таможенных органах дополнительно размещены памятки для участников ВЭД, содержащие актуальную информацию о порядке рассмотрения жалоб в области таможенного дела, а также примерную форму жалоб, адреса таможенных органов, правомочных рассматривать такие жалобы. Кроме этого, в рамках акций «На что жалуетесь?» всем желающим даются разъяснения порядка подачи жалобы.

— Наталья Михайловна, а каков тогда порядок действий со стороны таможенных органов при поступлении к ним жалобы?

— Если жалоба подана надлежащим лицом, в срок и по установленной форме, с необходимыми приложениями, то она будет рассмотрена таможенным органом по существу в месячный срок со дня ее поступления, который может быть продлён таможенным органом ещё на один месяц, но, замечу, что такое происходит крайне редко.

В случае подтверждения доводов заявителя и выявления нарушений, допущенных таможенным органом или его должностным лицом при принятии обжалуемого решения, действия (бездействия) в области таможенного дела, принимается решение об удовлетворении жалобы. При этом по каждому такому решению таможенными органами анализируются причины и условия допущенных нарушений должностными лицами, вырабатываются меры по их предотвращению.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены нарушения таможенного законодательства со стороны участников ВЭД при таможенном декларировании товаров, то, конечно же, такая жалоба не может быть удовлетворена.

Копия решения по жалобе направляется или вручается лицу, обратившемуся с жалобой. Получив её, заявитель сам принимает решение о дальнейшем обжаловании. Весьма кстати при разговоре о дальнейшем судебном обжаловании будет вспомнить и о разъяснении Верховного Суда Российской Федерации о том, что период административного обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа, в том числе, если жалоба не была рассмотрена по существу, не включается в срок обращения в суд.

Вместе с тем рассмотрение таможенными органами жалоб в области таможенного дела не всегда происходит по такому сценарию.

В случае, если все же таможенным органом будет установлено, что поступившая в таможенный орган жалоба подана без соблюдения требований к форме, содержанию и сроку ее подачи, а также требования о надлежащем подтверждении полномочий лица, подавшего жалобу, то таможенный орган вправе отказать в рассмотрении жалобы по существу. Как показывает статистика за 9 месяцев 2017 года, по данным причинам в 43 % случаев таможенные органы Сибирского региона не смогли приступить к рассмотрению жалоб по существу, отказывая в их рассмотрении. Только аппаратом СТУ за указанный период было отказано в рассмотрении по существу 22-х жалоб в области таможенного дела из 76 поступивших в управление.

— Из вышесказанного Вами, можно сказать, что досудебный порядок обжалования для участников ВЭД имеет преимущества перед судебным обжалованием. Так ли это?

— На мой взгляд, действительно, досудебный порядок обжалования имеет ряд неоспоримых преимуществ. Так, обратившись с жалобой в области таможенного дела, лицо, ее подавшее, получит решение по ней в течение месяца (в редких случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц). Кроме того, при обращении в суд уплачивается государственная пошлина, чего не требуется при рассмотрении жалобы таможенными органами. Немаловажным фактом является исполнение решения таможенного органа в случае удовлетворения жалобы лица в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными. При этом вышестоящий таможенный орган осуществляет контроль за исполнением своих решений. Решение же суда исполняется таможенным органом после его вступления в законную силу, что, как правило, занимает значительный временной период. Законодателем также предусмотрен упрощенный порядок обжалования, который является дополнительной гарантией прав участников таможенных отношений.

— Наталья Михайловна, как об одном из преимуществ досудебного обжалования Вы упомянули упрощенный порядок обжалования. Что он собой представляет и в каких случаях применяется?

— Да, наряду с письменной жалобой Законом о таможенном регулировании предусмотрена такая возможность обжалования как упрощенный порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностного лица таможни или таможенного поста. Данный порядок обжалования призван облегчить процедуру обжалования в определенных случаях, не требующих более длительного разбирательства, и предполагает подачу устной жалобы вышестоящему должностному лицу и ее безотлагательное рассмотрение непосредственно на месте возникновения спорной ситуации, в регионе деятельности таможни. Однако таким порядком обжалования могут воспользоваться граждане, осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и (или) вывоз из Российской Федерации одного транспортного средства и (или) товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. рублей. Решение по таким жалобам принимается незамедлительно, но не позднее трех часов с момента ее подачи. При этом результаты рассмотрения жалобы в упрощенном порядке также могут быть обжалованы заявителем в суде и в вышестоящий таможенный орган.

— И в конце нашей беседы, Наталья Михайловна, скажите, могут ли участники ВЭД рассчитывать на объективность со стороны таможенных органов при рассмотрении жалоб в области таможенного дела?

— одной из целей досудебного порядка является защита прав и законных интересов государства, участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Об уровне законности принимаемых таможенными органами решений, действий (бездействия) в области таможенного дела говорит статистика.

Так, по итогам 9 месяцев 2017 года из 121 жалоб, поступивших в таможенные органы Сибирского региона, в том числе и в управление, 86 жалоб рассмотрено по существу, при этом 20 % пришлось на долю удовлетворенных жалоб в области таможенного дела.

Дополнительно хочу сказать, что законность принятых решений, действий (бездействия) также проверяется с помощью инструментов ведомственного контроля, в том числе как при отказе в рассмотрении жалобы по существу, так и при использовании судебного порядка обжалования. К примеру, за 9 месяцев текущего года по результатам ведомственного контроля вынесено 264 решения, которыми признаны не соответствующими требованиям права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменены (признано неправомерным) 386 решений (бездействий/бездействия) нижестоящих таможенных органов или их должностных лиц (в том числе 3 решения, принятые таможней в порядке ведомственного контроля). Таким образом, как видите, реагирование на неправомерные действия должностных лиц таможенных органов и их решения обеспечено.

Надеюсь, что вышеприведенная информация будет учтена заинтересованными лицами при выборе порядка обжалования, равно как и при подаче жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела.


Сибирское таможенное управление информирует о преимуществах досудебного обжалования

В области таможенного дела обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов вправе любое лицо (юридическое, физическое), которое полагает, что таким решением, действием (бездействием) непосредственно нарушаются его права, интересы, создаются препятствия для их реализации. При этом лицо вправе по своему усмотрению выбрать, куда подать жалобу: в таможенные органы или в суд.

Почему рекомендуется использовать досудебный порядок обжалования?

Обратившись с жалобой в области таможенного дела, лицо, ее подавшее, получит решение по ней в течение месяца (в редких случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц). Кроме того, при обращении в суд уплачивается государственная пошлина, чего не требуется при рассмотрении жалобы таможенными органами. Немаловажным фактом является исполнение решения таможенного органа в случае удовлетворения жалобы лица в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными. При этом вышестоящий таможенный орган осуществляет контроль за исполнением своих решений. Решение же суда исполняется таможенным органом после его вступления в законную силу, что, как правило, занимает значительный временной период. Законодателем также предусмотрен упрощенный порядок обжалования, который является дополнительной гарантией прав участников таможенных отношений.

Подать жалобу несложно, но для того, чтобы жалоба гарантировано была принята к рассмотрению, необходимо соблюсти порядок ее подачи, установленный главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Закон о таможенном регулировании).

Также следует помнить, если лицо не соблюдает указанный порядок, таможенный орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу. Как показывает практика, при подаче жалоб участниками ВЭД не всегда соблюдаются положения главы 3 Закона о таможенном регулировании. Так, в 1 полугодии 2017 года таможенными органами СТУ было отказано в рассмотрении заявителям по 21 жалобе из 96 поступивших. Однако и в таких случаях обжалуемые решения, действия (бездействие) в области таможенного дела не остаются без внимания таможенных органов и подвергаются оценке с применением механизма ведомственного контроля.

Крайне важно помнить и о соблюдении срока для обжалования (общий срок подачи жалобы составляет 3 месяца, но при пропуске его по уважительным причинам он может быть восстановлен по заявлению лица).

Кроме этого, по-прежнему, встречаются случаи направления участниками ВЭД в таможенные органы жалобы по электронной почте в виде электронного документа, в то время как такие жалобы считаются поданными без соблюдения требования об их подписании, и на основании пункта 2 части 1 статьи 44 Закона о таможенном регулировании в их рассмотрении по существу должно быть отказано.

В 1 полугодии 2017 года в таможенных органах Сибирского региона, в том числе и в Сибирском таможенном управлении, находилось на рассмотрении 96 жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и/или их должностных лиц в области таможенного дела.

В результате работы с данными жалобами решения, действия (бездействие) таможенных органов и/или их должностных лиц признаны незаконными по 11 жалобам (14 % от общего количества жалоб), что позволило обеспечить надлежащий уровень законности вне рамок судебных разбирательств.

Более подробную информацию о порядке и сроках обжалования можно узнать на информационных стендах, расположенных в таможенных органах, а также в порядке информирования и консультирования в любом таможенном органе (за исключением таможенных постов) по месту нахождения/жительства лица.


Тестирование интерактивной платформы B2B «RSTrade» Российско-Сингапурского Делового Совета

Платформа RSTrade состоит из 4-х основных разделов: «Товары», «Услуги», «Инвестиции» и «Контрактное производство». В настоящее время контент реализован на русском и на английском языках. В ближайшей перспективе предполагается добавить версии на нескольких восточных языках, в первую очередь, на индонезийском и вьетнамском.

Платформа представляет собой несколько каталогов производителей и поставщиков товаров и услуг, инвестпроектов и инвесторов, а также текущих инжиниринговых разработок. Товары структурированы в соответствии с официальным каталогом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, для услуг разработан уникальный классификатор.

В настоящее время работа идет в тестовом режиме, но платформа уже функционирует и в ее рамках реализуются реальные сделки. Этому способствует не только во многом уникальный набор поставщиков товаров, но и наличие серьезных партнеров в логистике, среди которых наиболее известными являются «РЖД Логистика», группа компаний FESCO, «Сингапурские авиалинии», «РТЛ-Таможенный брокер» и другие.

Подробности на сайте: RS Trade.


Консультации по таможенным вопросам

Таможенные органы на бесплатной основе предоставляют всем заинтересованным лицам государственную услугу по информированию и консультированию по вопросам таможенного дела. Консультации предоставляются в письменной и устной формах. Консультации по телефону не предоставляются.

Для получения консультации в письменной форме лицо направляет в адрес Сибирского таможенного управления или таможенного органа письменный (электронный) запрос о предоставлении консультации (порядок предоставления консультаций).

Консультирование лиц по вопросам таможенного дела осуществляется правовым отделом Сибирского таможенного управления по адресу:
г. Новосибирск, ул. Тимирязева, 74 (одна остановка от станции метро «Заельцовская»)

Дополнительную информацию о порядке получения государственной услуги в Сибирском таможенном управлении можно получить по телефонам:
8(383) 319-90-00(автоинформатор), 8(383) 319-91-448(383) 319-92-14, 8(383) 319-92-07.

Консультирование в правовом отделе Новосибирской таможни
Государственная услуга оказывается по адресу:

г. Новосибирск, ул. Королева, 40, кабинет 77.
Справочный номер телефона правового подразделения таможни: 8 (383) 279-00-04.

График приема лиц при предоставлении государственной услуги:
Понедельник 08.00 — 15.30
Вторник        14.00 — 20.00
Среда           14.00 — 16.30
Четверг         14.00 — 20.00
Пятница        08.00 — 15.30
Обеденный перерыв   13.00 — 13.48
Суббота и воскресенье — выходные.


Информация по заполнению анкет по экспортным и инвестиционным проектам

Комплект документов, необходимый для первичного направления паспортов проектов региональных компаний в Минэкономразвития России:

Для экспортных проектов:

паспорт проекта;
заполненная анкета (информационная карта компании);
презентации на русском и английском языках (описание компании и продукции) в формате pdf или powerpoint;
коды ТН ВЭД на продукцию;
международные сертификаты на продукцию (сканы), если их нет, то российские сертификаты;
письма-обращения руководства предприятия к потенциальным иностранным партнерам на русском и английском языках с краткой презентацией компании (на официальном бланке, за подписью Руководства). В данном письме следует указать не только профиль деятельности компании, перечень, предназначение и основные характеристики выпускаемых изделий, но и такие моменты, как наличие международных сертификатов на выпускаемую продукцию (вкл. сертификацию производства в соответствии с ИСО), готовность к участию в выставках и проведению бизнес-миссий для обсуждения аспектов возможного сотрудничества на территории иностранных государств и т.п. Письма должны быть составлены в сжатой форме и должны умещаться на одной странице в целях возможности отправки факсимильной связью (факсом).

Для инвестиционных проектов:

паспорт проекта;
заполненная анкета (информационная карта компании), кроме пунктов 8, 9 и 10;
заполненная доп. информация для инвест.проектов;
бизнес-план и финансовая модель проекта;
презентации на русском и английском языках (информация о компании – инициаторе проекта; описание и цели проекта; разработанная схема финансирования; показатели инвестиционной привлекательности проекта; требования и условия к потенциальным инвесторам; льготы для иностранных инвесторов; информация об инвестиционной площадке; информация о наличии инженерной, транспортной, логистической, телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта и т.п.) в формате pdf или powerpoint;
письма-обращения руководства предприятия к потенциальным иностранным инвесторам на русском и английском языках с краткой презентацией компании (на официальном бланке, за подписью Руководства). В данных письмах следует указать не только профиль деятельности компании, но и готовность к участию в выставках и проведению бизнес-миссий для обсуждения аспектов возможного сотрудничества на территории иностранных государств и т.п. Письма должны быть составлены в сжатой форме и должны умещаться на одной странице в целях возможности отправки факсимильной связью (факсом).

Для проектов по привлечению иностранных резидентов в особые экономические зоны, промышленные и научные парки:

паспорт проекта;
заполненная анкета (информационная карта компании), кроме пунктов 8, 9 и 10;
заполненная доп. информация для проектов по резидентам;
презентация на русском и английском языках (информация о компании – инициаторе проекта; описание и цели проекта; информация о статусе и отраслевой направленности ОЭЗ, промышленного или научного парка; информация об уже имеющихся российских и иностранных резидентах; требования и условия к потенциальным резидентам, льготы для иностранных резидентов; информация об инвестиционной площадке; информация о наличии инженерной, транспортной, логистической, телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта; информация об управляющей компании и т.п.) в формате pdf или powerpoint;
письма-обращения руководства предприятия к потенциальным иностранным партнерам (резидентам) на русском и английском языках с краткой презентацией компании (на официальном бланке, за подписью Руководства). В данных письмах следует указать не только профиль деятельности компании, но и готовность к участию в выставках и проведению бизнес-миссий для обсуждения аспектов возможного сотрудничества на территории иностранных государств и т.п. Письма должны быть составлены в сжатой форме и должны умещаться на одной странице в целях возможности отправки факсимильной связью (факсом).
Вес каждого электронного файла не должен превышать 3-5 Mb.

Предполагаемые страны реализации проекта следует выбирать из списка стран, в которых присутствуют торговые представительства Российской Федерации.

Внимание!

Анкету необходимо заполнять не только для экспортных проектов, но и для инвестиционных проектов и проектов по привлечению иностранных резидентов. Ряд корректировок внесен и в другие материалы, их необходимо учитывать при подготовке паспортов внешнеэкономических проектов компаниями для первичного направления в Министерство экономического развития Российской Федерации. Копии утвержденных паспортов внешнеэкономических проектов направлять в министерство экономического развития Новосибирской области.

Контактная информация:тел. 223-47-02; e-mail: ims@nso.ru.


Актуальные вопросы представления статистических форм учёта перемещения товаров в рамках взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза в таможенные органы

Статистическая форма учета перемещения товаров (далее – статистическая форма) является основным источником формирования официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), которая используется для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей…

Текст целиком: Актуальные вопросы представления статистических форм учета перемещения товаров в рамках взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза в таможенные органы.


 

Закрыть