logo

Профессионально-общественная аккредитация

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Согласно ст.96 установлено, что профессионально-общественная аккредитация представляет собой признание качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – качество и уровень подготовки), отвечающими требованиям профессиональных стандартов и иным общероссийским квалификационным требованиям, а также требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (далее вместе – требования к специалистам, рабочим и служащим).

Для оценки качества реализуемых образовательных и образовательных профессиональных программ в соответствии с ФГОС общего и профессионального образования заказчик организует проведение профессионально-общественной экспертизы, которая является внешней оценкой образовательных результатов и процесса обучения. Для проведения экспертизы привлекаются эксперты ведущих российских образовательных учреждений, представители российских профессиональных организаций, общественных объединений.

Принципы формирования критериев оценки образовательных профессиональных программ:

1) Соответствие целям подготовки выпускников с ориентацией на компетентностный подход: миссия образовательной программы; модель компетенций выпускника в соответствии с компетентностной характеристикой; структура образовательной программы в целом и отдельных дисциплин, с учетом профиля будущей профессиональной деятельности (профессионального обучения); система межорганизационных связей и стажировок.

2) Соответствие потребностям реализации междисциплинарного, компетентностного и проектно-ориентированного подходов: учебно-методическое обеспечение дисциплин, модулей; методы обучения; система оценки качества и результативности обучения.

3) Учет образовательных потребностей специалистов и рекомендующих организаций в: содержании образовательной программы; учебно-методическом обеспечении образовательной программы; методах обучения; системе межорганизационных связей и стажировок.

4) Соответствие заявленных образовательным учреждением параметров и условий реализации образовательной программы и фактического состояния по следующим направлениям: кадровое обеспечение; материально-техническое обеспечение; информационное обеспечение; система управления образовательной программой.

На основе вышеприведенных принципов разработана система экспертизы образовательных программ (предоставляется заказчику в процессе согласования договора на проведение профессиональной общественной аккредитации).

Экспертиза образовательных программ позволяет определить и измерить, достигнуты ли намеченные цели и задачи, соответствуют ли условия и процессы подготовки специалистов требованиям, установленным ФГОС общего и профессионального образования. Результаты общественной экспертизы могут являться основанием для принятия решения о дальнейшем развитии и совершенствовании образовательных программ и используются при проведении государственной аккредитации образовательных и образовательных профессиональных программ:

  1. повышения эффективности и качества реализации образовательными учреждениями образовательных программ;
  2. совершенствования управления образовательными программами;
  3. совершенствования деятельности российских образовательных учреждений за счет распространения отечественного опыта в области подготовки выпускников;
  4. информирования общественности и защиты интересов потребителей образовательных программ (граждан, специалистов, рекомендующих организаций, субъектов Российской Федерации);
  5. повышения эффективности использования ресурсов необходимых для реализации образовательных и профессиональных программ.

По результатам профессиональной общественной экспертизы образовательных программ Экспертный совет утверждает экспертные заключения по итогам работы экспертов и выдает аккредитационное свидетельство.

Периодичность проведения общественной экспертизы: три года.

Методическое сопровождение профессиональной общественной экспертизы и проведение экспертизы со стороны образовательного экспертного сообщества обеспечивает экспертный совет центра.

Этапы проведения общественной экспертизы

На первом этапе проводится заочная экспертиза документов (самооценка образовательной или профессиональной образовательной программы), предоставленных образовательными учреждениями и соисполнителями по реализуемым образовательным программам или профессиональным образовательным программам. Все необходимые материалы, данные сохраняются в разработанной информационной системе центра.

Использование необходимой информации и различных мнений при определении существующих потребностей и проблем, наличие обратной связи, стимулирование руководителей образовательных программ и преподавателей участвовать в самооценке определяют особенности и результативность данного механизма оценки.

На втором этапе – очная экспертиза (внешняя экспертиза) – работодатели, представители администраций субъектов Российской Федерации и эксперты посещают выбранные образовательные учреждения и соисполнителей. Очную экспертизу в обязательном порядке должны проходить новые образовательные программы, реализуемые в образовательном учреждении, а также образовательные программы, по которым экспертами было принято решение о необходимости проведения очного этапа экспертизы.

На третьем этапе – анализ и утверждение результатов очной и заочной экспертизы на Совете по аккредитации, выдача свидетельства о прохождении профессионально-общественной аккредитации.

тел. 363-17-16,

e-mail: u-sht@ngtpp.ru

Закрыть