Доля нефтегазовых доходов бюджета в 2024 году растет выше плана
Доля нефтегазовых доходов в наполнении федерального бюджета России в январе – сентябре 2024 г. достигла 31,7% против 28,3% за аналогичный период прошлого года, следует из данных Минфина. Это выше планового показателя на этот год – 31,3%.
В предыдущие годы отмечалась тенденция по снижению доли нефтегазовых доходов. В 2014 г. их доля превышала 50%, в 2015–2019 гг. составляла 36–46,4%, а в 2020 г. упала до 28%. Затем показатель восстановился до 35,8% в 2021 г. и 41,6% в 2022 г. В прошлом году он вернулся на уровень в 30%, составив 30,3%.
Объем доходов федерального бюджета в январе – сентябре 2024 г. составил 26,3 трлн руб., что на 33,1% выше показателя за аналогичный период 2023 г. Нефтегазовые доходы за девять месяцев увеличились в 1,5 раза и превысили 8,3 трлн руб. По оценке Минфина, в ближайшие месяцы ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем. Ненефтегазовые доходы в январе – сентябре выросли на 26,9% до 18 трлн руб.
Нефтегазовые доходы бюджета формируются за счет поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход (НДД) и экспортных пошлин. При этом доходы сокращаются на сумму выплат нефтяным компаниям по обратному акцизу на нефть с учетом демпфирующей и инвестиционной надбавок.
Основную часть нефтегазовых доходов составляют поступления по НДПИ. В 2022 г. они сформировали 71,7% нефтегазовых доходов (без учета расходов на выплаты по обратному акцизу), в 2023 г. – 80,7%. В январе – сентябре показатель достиг 83,5%.
Второе место при формировании нефтегазовых доходов бюджета традиционно занимали поступления от экспортных пошлин. В 2022 г. на поступления от вывозных пошлин при поставках газа, нефти и нефтепродуктов пришлись 21,6% нефтегазовых доходов (без учета выплат по обратному акцизу), в 2023 г. – 11%. Но с 2023 г. ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты обнулились в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли (предполагал снижение экспортной пошлины в 2019–2024 гг. при одновременном повышении НДПИ). В результате в январе – сентябре этого года доля поступлений от пошлин снизилась до 2,5%.
Одновременно растет роль в наполнении бюджета поступлений от НДД. В 2022 г. их доля в нефтегазовых доходах составляла 11,4%, в 2023 г. – 11%, а в январе – сентябре этого года – уже 13,9%.
При этом основная часть нефтегазовых доходов приходится на добычу, переработку и экспорт нефти: в 2022 г. доля нефтяного сектора в общей сумме доходов составляла 66,5%, в 2023 г. – 74,6%, а в январе – сентябре этого года достигла 77,7%.
Поступления налогов от добычи и экспорта газа в 2022 г. обеспечили 30,2% нефтегазовых доходов, в 2023 г. – 20,2%, в январе – сентябре 2024 г. – 16,3%, поступления от добычи газового конденсата – 3,3, 5,2 и 6% соответственно.
Снижают нефтегазовые доходы бюджета выплаты по обратному акцизу, особенно выплаты в рамках демпфирующего механизма на топливном рынке (применяется для сглаживания роста цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке). В 2022 г. соответствующие расходы составили 3,2 трлн руб. при поступлениях в 14,8 трлн, в 2023 г. – 2,9 трлн при доходах в 11,7 трлн.
Но не все участники рынка согласны с методикой, в соответствии с которой доходы отрасли снижаются на величину демпфера, отмечает инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов. «Уменьшение Минфином нефтяных доходов на величину топливного демпфера является некорректным. Демпфер по своей экономической природе является компенсацией потерь нефтяных компаний от сдерживания внутренних цен на топливо, т. е., по сути, это субсидия от государства», – говорит он.
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/analytics/krupnyy_plan/articles/2024/10/30/1071779-dolya-neftegazovih-dohodov-byudzheta-2024-rastet-vishe-plana?from=copy_text