Профессионально-общественная аккредитация
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Согласно ст.96 установлено, что профессионально-общественная аккредитация представляет собой признание качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – качество и уровень подготовки), отвечающими требованиям профессиональных стандартов и иным общероссийским квалификационным требованиям, а также требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (далее вместе – требования к специалистам, рабочим и служащим).
Для оценки качества реализуемых образовательных и образовательных профессиональных программ в соответствии с ФГОС общего и профессионального образования заказчик организует проведение профессионально-общественной экспертизы, которая является внешней оценкой образовательных результатов и процесса обучения. Для проведения экспертизы привлекаются эксперты ведущих российских образовательных учреждений, представители российских профессиональных организаций, общественных объединений.
Принципы формирования критериев оценки образовательных профессиональных программ:
1) Соответствие целям подготовки выпускников с ориентацией на компетентностный подход: миссия образовательной программы; модель компетенций выпускника в соответствии с компетентностной характеристикой; структура образовательной программы в целом и отдельных дисциплин, с учетом профиля будущей профессиональной деятельности (профессионального обучения); система межорганизационных связей и стажировок.
2) Соответствие потребностям реализации междисциплинарного, компетентностного и проектно-ориентированного подходов: учебно-методическое обеспечение дисциплин, модулей; методы обучения; система оценки качества и результативности обучения.
3) Учет образовательных потребностей специалистов и рекомендующих организаций в: содержании образовательной программы; учебно-методическом обеспечении образовательной программы; методах обучения; системе межорганизационных связей и стажировок.
4) Соответствие заявленных образовательным учреждением параметров и условий реализации образовательной программы и фактического состояния по следующим направлениям: кадровое обеспечение; материально-техническое обеспечение; информационное обеспечение; система управления образовательной программой.
На основе вышеприведенных принципов разработана система экспертизы образовательных программ (предоставляется заказчику в процессе согласования договора на проведение профессиональной общественной аккредитации).
Экспертиза образовательных программ позволяет определить и измерить, достигнуты ли намеченные цели и задачи, соответствуют ли условия и процессы подготовки специалистов требованиям, установленным ФГОС общего и профессионального образования. Результаты общественной экспертизы могут являться основанием для принятия решения о дальнейшем развитии и совершенствовании образовательных программ и используются при проведении государственной аккредитации образовательных и образовательных профессиональных программ:
- повышения эффективности и качества реализации образовательными учреждениями образовательных программ;
- совершенствования управления образовательными программами;
- совершенствования деятельности российских образовательных учреждений за счет распространения отечественного опыта в области подготовки выпускников;
- информирования общественности и защиты интересов потребителей образовательных программ (граждан, специалистов, рекомендующих организаций, субъектов Российской Федерации);
- повышения эффективности использования ресурсов необходимых для реализации образовательных и профессиональных программ.
По результатам профессиональной общественной экспертизы образовательных программ Экспертный совет утверждает экспертные заключения по итогам работы экспертов и выдает аккредитационное свидетельство.
Периодичность проведения общественной экспертизы: три года.
Этапы проведения общественной экспертизы
На первом этапе проводится заочная экспертиза документов (самооценка образовательной или профессиональной образовательной программы), предоставленных образовательными учреждениями и соисполнителями по реализуемым образовательным программам или профессиональным образовательным программам.
Использование необходимой информации и различных мнений при определении существующих потребностей и проблем, наличие обратной связи, участие руководителей образовательных программ и преподавателей в подготовке отчета по самооценке определяют результативность данного этапа оценки.
На втором этапе – очная экспертиза (внешняя экспертиза) – работодатели, представители администраций субъектов Российской Федерации и эксперты посещают выбранные образовательные учреждения и соисполнителей. Очную экспертизу в обязательном порядке должны проходить новые образовательные программы, реализуемые в образовательном учреждении, а также образовательные программы, по которым экспертами было принято решение о необходимости проведения очного этапа экспертизы.
На третьем этапе – анализ и утверждение результатов очной и заочной экспертизы на Совете по аккредитации, выдача свидетельства о прохождении профессионально-общественной аккредитации.
Все данные о проведенной аккредитации сохраняются в информационной системе АИС «Мониторинг ПОА».
Контакты:
Начальник управления перспективного развития — Штатнов Юрий Юрьевич
г. Новосибирск, ул. М. Горького, 79, 2 подъезд, 10 этаж
Тел./факс: 363-17-16
e-mail: u-sht@ngtpp.ru