logo

16-й пакет санкций Евросоюза. Что важно знать

В понедельник, 24 февраля 2025 года, Совет Евросоюза утвердил 16-й по счету пакет общеевропейских санкций в отношении России, приурочив его к третьей годовщине начала военной операции России на Украине. По мнению Евросоюза, пакет является «широкомасштабным» и затрагивает «жизненно важные сектора российской экономики».

Одно из самых значимых нововведений 16-го санкционного пакета — добавление двух новых критериев для наложения санкций ЕС: поддержка российского военно-промышленного комплекса и причастность к «теневому флоту», считает основатель бельгийской YS Advisors, специалист по санкциям Юрий Шумилов. В частности, после этого в список, вероятно, могут включаться капитаны судов, логистические компании, те, кто фрахтует эти танкеры, и т.д., рассуждает он.

ЕС вводит санкции по определенным критериям (в частности, это нужно для того, чтобы санкционные решения не выглядели произвольными и выдерживали обжалование в европейском суде). До настоящего времени их было уже десять (например, «физические и юридические лица, материально или финансово поддерживающие российское правительство или получающие выгоду от него»). Один из двух новых критериев для санкций ЕС касается лиц или компаний, в собственности, под контролем или под управлением которых находятся суда, перевозящие российские нефть или нефтепродукты с применением «нерегулярных и высокорисковых судоходных практик». Совет ЕС поясняет, что к таким практикам, например, относится работа без надлежащей страховки, что создает риски для безопасности и экологии для ЕС, в том числе для стран с выходом к морю. Кроме того, санкции будут вводиться против лиц, компаний и организаций, составляющих часть «военного и промышленного комплекса» (military and industrial complex) России; оказывающих финансовую или материальную поддержку российскому ВПК или извлекающих выгоду из взаимодействия с ним.

Из материалов Евросоюза пока неясно, что будет пониматься под «военным и промышленным комплексом», насколько широко будет трактоваться это понятие. Для сравнения: администрация бывшего президента США Джо Байдена относилась к этому понятию расширительно, понимая под ним любых лиц и любые организации, работающие в технологическом, оборонном, строительном, аэрокосмическом и обрабатывающем секторах российской экономики, а также всех лиц и все компании, попавшие под американские санкции на основании байденовского указа № 14024. Также неясно, попал ли кто-то из внесенных в санкционный список 24 февраля 2025 года туда именно по новому критерию: только в одном случае (АО «Ново-Вятка») компания прямо названа «частью российского ВПК» (part of the Russian military-industrial complex), но формулировка все равно не такая, как в критерии.

Партнер юрфирмы Curtis, Mallet-Prevost, Colt & Mosle Елена Клоницкая также обращает внимание на добавление новых санкционных критериев. Она напоминает, что резолюция ассамблеи Международной морской организации (IMO), на которую ссылается Совет ЕС, относит к «теневому флоту» следующие категории судов: «на этих судах намеренно отключаются судовые автоматические идентификационные системы (АИС) или производятся манипуляции их данными в нарушение руководящих указаний по правомерному отключению АИС <…>», а также эти суда «не обслуживаются надлежащим образом, непонятно кому принадлежат, не имеют страховки и скрывают место назначения или происхождения груза».

Включение в санкционный список лиц, связанных с ВПК России, позволит ЕС блокировать активы и ограничивать деятельность гораздо большего круга компаний и лиц, говорит старший юрист «Инфралекса» Анастасия Шашкина. «За счет установления нечетких критериев Евросоюз оставляет за собой высокую степень дискреции во включении новых лиц в санкционный список», — считает она. Возможное широкое толкование «связанности» с ВПК дает основания полагать, что санкционные списки впоследствии могут быть в значительной степени расширены на основании нового критерия, предупреждает она.

https://www.rbc.ru/economics/24/02/2025/67bc4f289a7947d484a43555

 

Закрыть