logo

Доля импорта в оптовой торговле продуктами и одеждой в России выросла во II квартале

Доля импорта в оптовой торговле продуктами, одеждой, коммуникационным и информационным оборудованием в РФ во втором квартале 2022 года выросла по сравнению с первым, говорится в исследовании аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, изучившей статистические данные Росстата.

«В оптовой торговле пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями доля импорта выросла с 17,4% в первом квартале 2022 года до 19,8% во втором. Для сравнения — в конце 2021 года она не превышала 16,9%, а во II квартале и вовсе составляла лишь 11,8%», — говорится в тексте исследования.

Доля импорта в совокупных продажах одежды и обуви увеличилась от I ко II кварталу с 38,2% до 45,6%. В среднем по 2021 году она составляла 40%, но во II квартале минувшего года достигала многолетнего максимума в 47,8%.

В товарообороте информационного и коммуникационного оборудования (прежде всего, это компьютеры и периферийные устройства, смартфоны, электронные комплектующие) импорт вырос с 67,7% до 79%, в 2021 году его доля в среднем оценивалась в 69%. В то же время доля импорта среди проданной бытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т. д.) практически не изменилась, составив около 28% во втором квартале против 28,4% в первом и 27% в среднем по 2021 году.

Самая высокая доля импорта в оптовых продажах, как правило, наблюдается в приграничных российских регионах: в зависимости от территориального расположения на местных рынках, соответственно, может преобладать иностранная продукция из европейских либо азиатских субрегионов. Впоследствии завезенные товары перепродаются и распределяются по другим регионам через оптовиков-посредников или розницу, отмечается в тексте исследования.

 Рост и доли импорта

«Обороты оптовой торговли снизились в связи с сокращением спроса, а импортные поставки сократились из-за санкций, ухода из страны зарубежных поставщиков и закрытия для России множества зарубежных рынков. Однако доля импорта в рублевой выручке предприятий по ряду товарных категорий, прежде всего по потребительским товарам, продемонстрировала рост. На это во многом повлияло удорожание импортной продукции: несмотря на укрепление курса рубля, зарубежные товары становятся дороже для российских потребителей из-за усложнения логистики и роста издержек. Кроме того, многие компании, как и население, решили закупиться нужными товарами впрок», — комментирует результаты исследования президент FinExpertiza Елена Трубникова.

По ее словам, ближе к лету потребительский импорт в физическом выражении начал понемногу восстанавливаться: импортеры переключаются на страны СНГ, дружественные государства ближнего зарубежья, Юго-Восточной Азии, Китай, а также налаживают параллельный импорт. Безусловно, ввоз в страну товаров без согласия правообладателя будет дороже, однако это позволит сохранить на рынке предложение привычных западных брендов.

«Но здесь важно подчеркнуть, что мы говорим о постепенном улучшении ситуации с импортом потребительских товаров. В то же время заметного восстановления инвестиционного импорта оборудования и импорта промежуточной продукции, то есть сырья и комплектующих, пока что не наблюдается. И если проблема поставок конечной зарубежной продукции для потребителя является с большим или меньшим успехом решаемой, то вопрос доступности инвестиционных товаров для промышленности, от которых зависит процесс импортозамещения и структурной перестройки экономики, на данный момент остается открытым», — отмечает Трубникова.

Источник: ТАСС

Закрыть