logo

Экономика в современных условиях требует новые кадры

22 и 23 августа в рамках проведения форума Технопром 2023 прошли  пленарные дискуссии по кадровым вопросам – «Облик инженера нового типа: компетенционный портрет выпускника передовой инженерной школы, отвечающий запросам реального сектора экономики» и «Гибкие формы занятости для технологического развития: как меняются подходы к работе с персоналом в крупных компаниях».

В обсуждении вопросов уровня подготовки новых кадров и форм их  использования приняли участие директор департамента стратегического развития Минпрома РФ Алексей  Матушанский, директор по науке ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» Марс Хасанов, ген.директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Артем Шадрин, Директор по технологическому развитию Гос.Корпорации по Атомной энергии «РОСАТОМ» Андрей Шевченко, генеральный конструктор АО «Объединенная Двигателе-строительная Корпорация» Юрий Шмотин, заместитель генерального директора Гос.Корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высоко-технологичной промышленной продукции «РОСТЕХ» Николай Волобуев, ректоры ФГАОУ ВО: «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Владимир Шевченко, «Самарский национальный исследовательский университет» Владимир  Богатырев, заместитель министра труда НСО Ольга Лаврова, руководитель пресс-службы компании «HH.ru Сибирь» Лилия Эсауленко, директор продукта компании «Газпром нефть – Снабжение» Екатерина Копылец, руководитель проектов Корпоративной академии Госкорпорации «Росатом» Лидия Лебедева, директор по развитию платформы «Профессионалы 4.0» ПАО «Газпром нефть» Николай Долгов, начальник управления перспективного развития НГТПП Юрий Штатнов, представители бизнеса Новосибирской области.

В первой дискуссии обсуждали проблемы передовых инженерных школ (ПИШ), целью которой является создание и реализации новой модели совместной деятельности университета и индустриальных партнеров, объединенных выполнением комплексных технологических проектов и подготовкой передовых инженерных кадров. Однако, по мнению Владимира Шевченко отсутствует единая рамка оценки эффективности работы такой школы даже у индустриального партнера, каждая из его служб, начиная от собственника, главного инженера оценивает ее по своему.

По его мнению, не столь важен всеобъемлющий уровень профессиональных знаний, сколько обладание комплексными навыками, позволяющими работать в команде. Как отметил Юрий Шмотин, основная заслуга таких школ – создание проектной команды, где работают специалисты, дополняющие друг друга. До и во время обучения – инженер проектной команды, после – комплексный инженер, руководитель команды исследователей.

Марс Хасанов сказал, что ПИШ не заменяет ВУЗ, наша задача поднять высшее образование на уровень таких школ. Он отметил два горизонта в которых приходится сейчас решать задачи подготовки кадров – это огромный дефицит проектировщиков, конструкторов, руководителей проектов, вынуждающих ВУЗы ставить на поток выпуск кадров. С другой стороны – современность ставит перед системой высшего образования задачу обеспечить выпуск специалистов-исследователей, способных реализовать проекты загоризонтного видения, формировать будущее.

Как считает Владимир Богатырев, цель ПИШ – формирование новой модели инженерного образования, основанной на принципах цифрового завода, цифровых двойников, обеспечивая кадровое сопровождение в создании и производстве моделей экономичной в производстве техники. По его мнению, нужно принимать на работу не отдельных выпускников, а сформировавшиеся команды, что повысит эффективность их работы в несколько раз.

Николай Волобуев заметил, что сегодня очень остро стоит проблема импортозамещения, многие зарубежные компании, в том числе обучающие, ушли с нашего рынка. В связи с этим требуется обучение системных инженеров, способных не только изобретать, но внедрять и сопровождать продукт в течение всего его срока жизни.

Артем Шадрин проинформировал собравшихся об использовании инструментов Национальной системы квалификаций в целях распространения результатов формирования передовых инженерных школ в системе высшего и дополнительного образования. Более 50 университетов в этом году стали участниками программы НАРК по проектному обучению – подготовке кадров согласно проекту, который поставлен внешним индустриальным партнером. У этого партнера зафиксирован ментор, руководитель проекта, отвечающий за подготовку конкретного специалиста.

Как считает Андрей Шевченко, еще одно, немаловажное условие обучения в ПИШ – воспитание патриотизма, специалист высокого класса, выращенный инженерной школой, должен оставаться и быть востребованным у себя на родине, на российских предприятиях. Инженер будущего – это специалист, глубоко погруженный в проекты предприятия, на котором он работает.

На панельной дискуссии «Гибкие формы занятости для технологического развития» обсуждались вопросы состояния рынка труда и перспективные формы занятости персонала в крупных компаниях. Лилия Эсауленко обрисовала в своем выступлении текущую ситуацию на рынке труда Сибирского федерального округа и России в целом. По ее словам, состояние отечественного рынка занятости характеризуется дефицитом соискателей, особенно по рабочим профессиям.

Зарплатная гонка уже не дает преимуществ для выбора работодателя, сейчас самое время использовать другие методы осознанного выбора, включая человеко-центричные стратегии: skill-based подход, развитие и обучение сотрудников, гибкие и привлекательные условия труда.

Лидия Лебедева назвала 5 факторов человеко-центричности компаний: развитие у сотрудников навыков будущего, равные и справедливые возможности, осознанное развитие, трудовая мобильность, ценность и уважение личности.

Тема выступления Артема Шадрина была посвящена развитию наставничества на российских предприятиях. Это – одно из наиболее востребованных направлений повышения эффективности управления персоналом. Наставник способен в своем лице представить подопечному компанию как человеко-центричную, как нормальный человеческий коллектив, показать, какие есть дополнительные внутренние стимулы для работы в компании.

В панельной дискуссии также выступил Юрий Штатнов, который обратил внимание участников дискуссии, что НГТПП уделяет большое внимание применению в системе профессионального образования нетривиальных, инновационных подходов, наряду с уже традиционными инструментами, как например независимая оценка профессиональных квалификаций и качества подготовки кадров. Подготовка инженера, обладающего комплексными компетенциями — как глубокими профессиональными знаниями, так и управленческими навыками давно уже внедряется сотрудниками палаты в практику обучения.

Закрыть