logo

Кадры решают все

24 ноября 2023 года в Новосибирске состоялась конференция,  на которой обсуждались вопросы долгосрочного сотрудничества  образовательных организаций и промышленных предприятий. 

В заседании приняли участие зам.министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Денис Рягузов, зам.министра образования Новосибирской области Андрей Головнин, президент НГТПП Юрий Бернадский, и.о.директора департамента департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии г.Новосибирска Денис Колмаков,  директор проектного офиса НОСТРОЙ Елена Парикова (г. Москва), советник генерального директора АНО НАРК Иван Митрофанов (г. Москва), директор АНО «Центр опережающей профессиональной подготовки» Юрий Водянкин, директор новосибирского филиала hh.ru Екатерина Дегтярева, начальник управления занятости Минтруда НСО Ольга Лаврова,  генеральный директор АО НЗПП Восток Кирилл Ипполитов, начальник управления перспективного развития НГТПП Юрий Штатнов, а также представители промышленных предприятий и сферы образования Новосибирской области.

Юрий Бернадский во вступительном слове отметил, что одна из главнейших задач, которые сегодня стоят перед экономикой и образованием является обеспеченность квалифицированными кадрами реального сектора экономики. Мы видим, что с каждым днем эта проблема становится все ярче, а условия конкуренции за человеческий ресурс – все жестче. Основным фактором, сдерживающим дальнейший рост экономики, является не столько нехватка денег, сколько кадровый голод. Особенно остро эту проблему ощущают отрасли, которые уже «перешагнули докризисный уровень производства», например, машиностроение и химическая промышленность.

Денис Колмаков подчеркнул, что сегодняшний форум является реальным шагом в решении наболевших вопросов и выразил уверенность в том, что обобщенные выводы, которые будут сделаны на конференции, будут реально востребованы в практической работе кадровых служб предприятий.

По мнению Дениса Рягузова, если говорить о перераспределении кадров, то необходимо понимать – откуда мы их можем отвлечь, какими отраслями можем пожертвовать. И решением проблемы дефицита кадров может служить увеличение производительности труда. Есть отечественные разработки и приборы, позволяющие замерять режимы работы станков, реально оценивать сколько времени уходит на ту или иную операцию и улучшить эргономику труда. Второе — максимальная автоматизация процессов, замена ручных операций оборудованием высоких технологий. Третье — в случае критических ситуаций, обучать студентов высшей школы рабочим профессиям и мобилизовать их на предприятия. Четвертое — популяризация со школьной скамьи технических профессий, чтобы формировалось у молодежи представление, когда стоять у станка, быть инженером — это престижная и хорошо оплачиваемая работа.

По информации Екатерины Дегтяревой дефицит кадров для всех сфер — реальная проблема.  Число работников, возраст которых 24-25 и 25-29, в виду демографических процессов упало практически в два раза. Если смотреть на данные статистики то 47% работодателей использует фильтр «возраст от..» и 43% — «возраст до..». Если убрать возраст из «воронки поиска», то число соискателей вакантной должности может увеличиться в два раза. На сегодняшний день предприятия научились привлекать молодежь возрасте 14-16 лет, это уже профориентация. Следует учитывать, что каждый заинтересованный кандидат имеет в виду несколько вакансий и кто первый предложит ему работу – тот его и получит. Пять факторов, влияющих на рост дефицита рабочей силы: 1. Демографический кризис. 2. Отток талантов из России 3. Структурные изменения в экономике. 4. Уменьшение притока трудовых мигрантов 5. Частичная мобилизация.

Андрей Головнин сказал, что в этом году в первый класс в Новосибирской области поступило 40 тысяч первоклассников, но выпускников школ в этом году только 28 тысяч. Предприятию нужно идти в образовательную организацию и выстраивать отношения с конкретными студентами, предлагая им повышенную стипендию, оплату транспортных услуг, жилья или какие-то другие социальные блага, но при этом ориентируя его на конкретное место на своем предприятии. Выпускать сегодня студента просто «в поле» — уже не получится. Найдется много желающих «охотников за кадрами», которые предложат студенту условия более приемлемые, чем у конкурентов. И единственный выход заполучить себе выпускника — целевое обучение с индивидуальными образовательными программами с самого начала обучения. СВО научила армию воевать по-другому, а систему техпрофобразования заставила стать гибкой и чутко прислушиваться к нуждам региональных предприятий. Это  касается индивидуальных программ и гибкого графика производственной практики, когда половину дня студент учится в колледже, а вторую – проходит практику или работает на предприятии. И это – единственный вариант успешной работы. Системе образования нужно вместе с предприятием идти к школьникам и формировать у них положительный образ инженера или рабочего технической специальности на предприятии.

Галина Мясоедова, начальник ОК СКБ «Сибэлектротерм», отметила, что ее предприятие активно работает с двумя колледжами – Новосибирским промышленным колледжем и колледжем промышленных технологий, а также с Новосибирским гос.тех. университетом. В настоящее время наиболее дефицитные специальности — контролер и порошковая металлургия. Нужно также больше выпускников по специальности «машиностроение».

Борис Арутюнов, зам.ген.директора по персоналу АО ПО «Север»,  подчеркнул то внимание, которое система образования НСО оказывает заводу. С начала года возникла потребность в 100 специалистах и эти вакансии были оперативно закрыты. Сейчас на предприятии идет переход количества в качество — адаптация вновь принятых сотрудников. Поступило предложение о льготной (бесплатной) ипотеке для привлекаемых специалистов по дефицитным редким специальностям. Второе направление – это постоянная популяризация рабочих профессий, повышение имиджа человека труда.

Игорь Козлов, руководитель аппарата   АО «Оксид»,  проинформировал о создании на территории завода «Оксид» Fab Lab «Радиоточки» — места для неформального общения молодых технарей — работников предприятий радиоэлектронной промышленностиТам происходит обмен опытом и развитие профессиональных и личностных качеств молодежи, работающей в радиоэлектронной промышленности. Ведется большая профориентационная работа – за 10 месяцев  этого года завод посетило 25 экскурсий (537 школьников), на которых ребята  имели возможность посмотреть производство и условия труда на нем, ознакомиться с профессиями, востребованными на предприятии.

Юрий Волгин, начальник ОК ООО «Сиблитмаш», доложил, что на предприятии одновременно работают и проходят обучение порядка 40 студентов колледжа промышленных технологий. Он также попросил увеличить набор по специальности «Машиностроение», который на сегодняшний день не покрывает потребности в кадрах. В процессе обучения отсеивается значительная часть ребят, которые либо не усваивают профессию, либо понимают, что выбрали не то направление. По поводу профессионально-технической ориентации – к сожалению у молодежи по-прежнему сохраняется тенденция к тому, что лучше сидеть за компьютером, быть менеджером или юристом. Нужна серьезная дополнительная работа по популяризации рабочих и инженерных специальностей. Требуется большая направленность на изучение математики и физики в школе и ориентация молодежи на рабочие технические профессии.

Павел Осипов, зам.генерального директора по персоналу АО НЗПП «Восток»,  отметил, что НЗПП «Восток» является на сегодняшний день ведущим предприятием региона в области микроэлектроники. Большая работа проводится по обеспечению рабочими кадрами, с начала года численность персонала увеличилась до 1300 человек (+300 к началу года). Мы поддерживаем идею, что нужно идти в образовательную организацию и плотно работать со студентами. Помимо рабочих, предприятию необходимы инженерные кадры в течение ближайших двух лет. И здесь для нас ключевым партнером является НГТУ. Что касается рабочих профессий, то предприятие активно сотрудничает с 5 колледжами, главный из которых — колледж электроники и вычислительной техники. При потребности 100 человек, мы приняли 40 студентов старших курсов, за месяц согласовав для них режим одновременной работы и учебы. Важно также повышение производительности труда. Присоединяемся к тому, что целевая ипотека поможет привлечь и закрепить кадры на предприятии. Речь идет об инженерных кадрах, если рабочие кадры готовятся на территории НСО, то высокотехнические инженерные кадры придется привлекать со стороны.

Кирилл Ипполитов выразил благодарность колледжам, которые меняют расписание и идут навстречу предприятию, отпуская студентов старших курсов на работу на 4 часа в день. Он также отметил, что профориентационная работа очень важна для предприятия,  как потенциальный источник абитуриентов для технических специальностей вузов и колледжей, и НЗПП «Восток» присоединяется к этой работе.

По мнению Людмилы Субботиной, зам. ген. директора ХК ПАО «НЭВЗ-Союз», у Новосибирска есть все предпосылки для комфортного проживания и работы как молодежи, так и готовых специалистов. Но нужно повернуть деятельность кадровых агентств, чтобы они искали кадры преимущественно для экономики региона. У нас есть 20 вузов, в которых может получить качественное образование молодежь и достаточно представительная сфера культуры и отдыха, зачастую превосходящая другие города. Второе – предлагается вернуться к системе распределения выпускников на предприятия. Сегодня выпуская студентов на свободный рынок труда – мы подвергаем их немалым соблазнам и не факт, что они останутся работать в регионе. Понимая, что мы, возрождая систему распределения, тем самым нарушаем «право на выбор» студентов-выпускников, тем не менее мы должны выступить с инициативой о том, что все те, кто учились на бюджете в колледже-лицее-вузе, должны отработать затраченные на них государственные деньги по распределению. По льготной ипотеке — предложение поддерживается, но только тогда, когда специалист отработал на предприятии, показал себя и собирается работать на нем и дальше.

Юлия Кузеванова, начальник отдела по персоналу ОАО Корпорация – Новосибирский завод «Электросигнал», заметила, что на ее предприятие в этом году пришли 52 студента, но остались работать всего 4, зарплата неконкурентоспособная, и поэтому остальные выбрали иные предприятия.

Юлия Масалова, зав.кафедрой менеджмента НГУЭУ, считает, что для компаний в части решения  проблем кадрового обеспечения требуется акцент на формировании бренда работодателя, обеспечение конкурентоспособности рабочих мест на основе мониторинга рынка труда.

Елена Парикова рассказала о программах «Профессионалитет» в строительной отрасли – в 2023 г создано 7 кластеров и еще 4 будут созданы в 2024 году. По ее мнению необходимо сближение системы профессионального образования и работодателей отрасли. Устранение разрыва между требованиями рынка труда и образования. Совершенствование образовательных программ, обеспечение их ориентации на практику строительного производства и новые технологии, в т.ч цифровые. Привлечение в отрасль молодежи путем популяризации строительных профессий, проведения конкурсов профессионального мастерства с участием студентов колледжей и вузов. Повышение статуса занятых в отрасли специалистов, в том числе соответствие подтвержденных компетенций уровню заработной платы.

Иван Митрофанов проинформировал о федеральных проектах, реализуемых Национальным Агентством развития квалификаций. В частности, проект «Профессиональный экзамен для студентов», совмещение государственного итогового (промежуточного) экзамена с независимой оценкой квалификации (27 регионов, 16 СПК, 3500 участников). Проект «Национальная система квалификаций — конструктор карьеры» (34 региона, 220 организаций). Новый проект «Кадры для высокотехнологичного производства», его особенности – полный цикл кадрового проектирования, применение инструментов и цифровых ресурсов НСК, модульность предлагаемых решений. Начиная от выявления, конструирования новой профессии и заканчивая разработкой квалификационных заданий.

Светлана Малина, начальник управления высшей школы Министерства образования, рассказала об инновационной структуре высшего образования вузов г. Новосибирска, в которых — два Технопарка и 9 бизнес-инкубаторов, 3 Центра трансфера технологий, 17 испытательных лабораторий, 9 инжиниринговых и 10 центров трансфера технологий. Проекты целевой подготовки кадров для ОПК в НГТУ по направлениям подготовки бакалавров и магистров, а также специальностям прямой подготовки в рамках 9 укрупненных групп направлений и специальностей.

Наталья Синкина, зам. директора по УПР «Новосибирский колледж промышленных технологий», рассказала об образовательно-производственном кластере «Машиностроение», в который входит 5 колледжей и 9 промышленных предприятий. Всего к 2024г. 2500 студентов будут проходить обучение по 15 специальностям машиностроения.

Кирилл Харламов, директор ресурсного центра ГБПОУ «Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники», сделал доклад о деятельности кластера «Информационные технологии». В кластере задействованы 4 колледжа и 8 предприятий реального сектора экономики. Основными задачами центра являются: сокращение срока адаптации сотрудников на предприятии, удовлетворение текущей кадровой потребности, формирование инженерного состава предприятия, синхронизация образовательных программ в регионе, ранняя профессиональная ориентация.

Деятельность Центра опережающей профессиональной подготовки региона, по информации Юрия Водянкина, направлена на реализацию ускоренных программ профессионального обучения, которые создаются по запросу работодателя или с учетом потребностей региона.  Программы рассчитаны на все категории граждан, участников бизнес-систем, а также любого желающего быть конкурентоспособным и мобильным на рынке труда.

Участники конференции высказали ряд существенных предложений, которые станут основой корректировки кадровой политики в Новосибирской области для обеспечения кадрами реального сектора экономики.

Одной из приоритетных задач НГТПП является подготовка кадров для предприятий Новосибирской области. Палата регулярно ведет разработку и актуализацию профессиональных стандартов и программ обучения, проводит кадровые форумы и мероприятия, осуществляет профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, ее усилиями сформирован состав индустриальных партнеров —  предприятий, входящих в кластеры машиностроения и радиоэлектроники.

Закрыть