logo

Меры по противодействию коррупции обсудили в правительстве Новосибирской области

6 апреля 2023 года председательством губернатора области Андрея Травникова состоялось заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новосибирской области.

В работе комиссии приняли участие: первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов, министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко, прокурор Новосибирской области Александр Бучман, Начальник правления Федеральной службы безопасности РФ по НСО Сергей Сизов, Председатель Общественной палаты Новосибирской области Галина Гриднева, руководитель департамента организации управления и государственной гражданской службы администрации губернатора НСО и Правительства Новосибирской области Валентина Дудникова, президент Новосибирской городской ТПП Юрий Бернадский, начальник ГУ МВД России по Новосибирской области Андрей Кульков, руководитель УФНС РФ по НСО Геннадий Морозов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат, Первый заместитель мэра города Новосибирска Борис Буреев, начальник контрольного управления НСО Светлана Шарпф, руководитель департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Роман Шилохвостов, сотрудники прокуратуры, правоохранительных органов, деловых и общественных объединений Новосибирской области.

Открывая заседание комиссии, Андрей Травников отметил, что системное осуществление антикоррупционной работы в регионе обусловлено решением задач, определённых государственными органами области и органами местного самоуправления в программах и планах по противодействию коррупции. Факторами способствующими снижению уровню коррупции во взаимодействиях общества и органов власти (по мнению участников фокус-групп) являются введение электронных сервисов и дальнейшая цифровизация во всех сферах, повышение и расширение профессиональных, коммуникационных компетенций представителей органов власти, повышение прозрачности порядка взаимодействия с органами власти, регламентирование сроков, документации, сокращение сроков и оперативность получения услуг. В 2022 году органами государственной власти и местного самоуправления было проведено более 3500 тысяч мероприятий правовой и антикоррупционной направленности.

Светлана Шарп рассказала о реализации мер по минимизации рисков коррупционных правонарушений при осуществлении контроля в сфере закупок. За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Контрольное управление Новосибирской области поводит целый комплекс мероприятий, направленных на профилактику коррупционных правонарушений на территории Новосибирской области. В задачах на 2023 год – разработка и внедрение форм контрактов в ГИСЗ НСО, участие региона в пилотном проекте по внедрению и использованию структурированного контракта, проработка возможности информирования ОМСУ о рисках нарушения законодательства о закупках, мониторинг контрольных полномочий ОМСУ НСО и информационно-методическое сопровождение ОИОГВ и ОМСУ НСО.

О результатах социологического исследования по оценке уровня коррупции в НСО в 2022 году рассказала Анна Самойлова, начальник отдела социологии департамента информационной политики администрации губернатора и правительства Новосибирской области. В 2022 году в дополнение к Методике в регионе было проведено исследование с использованием метода Фокусированного группового интервью с жителями области и предпринимателями. При поддержке НГТПП были сформированы фокус-группы из 300 представителей делового сообщества региона. Целью исследования стали изучение моделей поведения предпринимателей в ситуациях «склонения» к коррупции, мотивов и причин участия в коррупционных ситуациях, выявление типовых коррупционных схем в наиболее проблемных сферах: торговле, общественном питании и сфере услуг, предоставлении земельных участков, разрешений на строительство, аренде помещений, находящихся в гос. или муниципальной собственности, в полиции и органах внутренних дел, Ростехнадзоре, противопожарном надзоре и МЧС, в охране природных ресурсов и окружающей среды, ФНС, в органах Роспотребнадзора и Росреестра. Также в методике учитывалось мнение граждан и представителей бизнеса об интенсивности коррупции в различных ситуациях и обстоятельствах, их взаимодействия с представителями органов власти, причины возникновения коррупционных ситуациях и их инициаторы, для определения способов обеспечения прозрачности и формализации процедур со стороны органов власти, гражданского общества, действенных, антикоррупционных мер, источников получения бизнес-сообществом информации о принимаемых органами власти мерах по противодействию коррупции.

Продолжается тенденция к снижению восприятия жителями региона ситуации обращения в государственное или муниципальное учреждение как потенциально коррупционное. В то же время – 44% респондентов не сообщили бы о факте коррупции в соответствующие органы, считая, что не будут приняты соответствующие меры или опасаясь за личную безопасность.

Марина Попова, и.о. начальника отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации губернатора и правительства Новосибирской области, в своем докладе о деятельности в области противодействия коррупции в НСО в 2022 году, рассказала что, согласно Национальному плану противодействия коррупции на 2021-2024 годы, программе «Противодействия коррупции на территории НСО на 2021-2024 годы», и «Антикоррупционное просвещение в НСО на 2022-2024 годы», в 2022 году были актуализированы правовые акты по вопросам соблюдения ограничений и запретов гос. гражданских служащих, деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гос. граждански служащих и урегулирование конфликта интересов, определения перечня должностей гос. гражданской службы, где служащие обязаны предоставлять сведения о доходах и имуществе, совершенствование правовой основы деятельности в сфере профилактики коррупции. Сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и членов их семей, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, и предоставляются общероссийским СМИ для публикаций.

В 2022 году продолжалась активная работа по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. Была проведена экспертиза 516 законопроектов, по итогам выявлено 14 коррупциогенных факторов, которые были устранен при доработке исполнительными органами. Были проверены 3337 проектов правовых актов, где был найден и устранён 191 коррупциогенный фактор.

Оценка регулирующего воздействия была проведена при участии НГПП в отношении 37 нормативно-правовых актов Новосибирской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, выявлено 53 положения, затрудняющих ведение бизнеса.

В гос. учреждениях региона проведены 10 проверок, приняты новые локальные акты по противодействию коррупции, актуализированы действующие акты, упорядочена деятельность коллегиальных органов подведомственных организаций. Также был обеспечен мониторинг реализации мер по противодействию коррупции в 100% организациях области. Дистанционный контроль осуществлен в 438 организациях, подведомственных 22 исполнительным органам региона.

В 2022 году в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, гражданских и муниципальных служащих было проведено 27 проверочных мероприятий. В отношении 8 лиц, замещающих муниципальные должности, отделом администрации губернатора Новосибирской области инициирован контроль за расходами. Всего в 2022 году, к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, были привлечены 170 муниципальных служащих и 26 гражданских.

На 2023 год поставлены следующие задачи: принятие системных мер по обеспечению соблюдения антикоррупционных запретов, ограничений и требований, исполнения обязанностей, в том числе с учетом изменений в законодательстве, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, гражданскими и муниципальными служащими; анализ работы по оценке коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, их минимизации, в государственных исполнительных органах и органах местного самоуправления; мониторинг деятельности подведомственных организаций, в том числе с использованием дистанционных форм в целях предотвращения конфликта интересов; совершенствование работы по профилактике правонарушений, в том числе коррупционной направленности, выявляемых в сфере реализации национальных и федеральных проектов.

Одна из основных задач НГТПП — формирование благоприятных условий для развития предпринимательства. Палата активно участвует в организации работы по стимулированию участия бизнеса, по внедрению в деятельность предприятий антикоррупционных стандартов, по проведению обучающих мероприятий для представителей бизнес-сообщества, на которых разъясняются алгоритмы поведения при ситуации навязывания со стороны властных структур и должностных лиц платных товаров, работ и услуг.

Закрыть