logo

Нейросети меняют рынок труда в России

На российском рынке стало меньше вакансий для копирайтеров и редакторов: их работу все чаще выполняет искусственный интеллект, при этом все больше работодателей ждут от сотрудников навыков работы с нейросетями. Генеративные модели совершенствуются и уже способны неплохо составлять тексты электронных рассылок, быстрее осуществлять переводы с иностранных языков и реже «галлюцинировать». Однако оптимизировать затраты на талантливых авторов средний и крупный бизнес пока не готов: на их плечах лежит ответственность за привлечение внимания к бренду, подготовка сложных рекламных кампаний и многое другое. Как пишущим авторам остаться «лучшими друзьями брендов» — в материале «Ленты.ру».

Рост популярности генеративных нейросетей, способных решать задачи широкого спектра, привел к снижению спроса на пишущих специалистов. С января по август 2024 года количество вакансий для редакторов на hh.ru рухнуло почти в два раза по отношению к аналогичному периоду 2023 года. Если год назад работодатели искали на эту специальность 12,6 тысячи человек, то в этом году — только 7 тысяч.

Похожим образом сложилась ситуация с копирайтерами — 13,6 тысячи вакансий против 17,7 тысячи в прошлом году. Уменьшились и зарплаты таких специалистов: теперь редакторам предлагают в среднем 65,1 тысячи рублей (на 13 процентов меньше, чем годом ранее), а копирайтерам — 58 тысяч рублей (меньше на 21 процент).

Одновременно обозначилась еще одна тенденция. Работодатели теперь все чаще ищут сотрудников, в чьи навыки входит работа с генеративными нейросетевыми продуктами (GPT). Если в прошлом году желательность этой опции была обозначена в 156 вакансиях, то в этом — уже в 371. Зарплаты им теперь предлагают среднерыночные, хотя год назад таким специалистам часто платили ниже рынка, отмечает издание.

Более 50 процентов трудящихся на фрилансе программистов, дизайнеров и маркетологов используют нейросети в своей работе, следует из исследования сервиса для безопасных сделок с фрилансерами Solar Staff. Наибольшей популярностью у них пользуется чат-бот ChatGPT от американской компании OpenAI. В маркетинге нейросети могут решать задачи разного уровня — от сбора идей для рекламной кампании до подготовки маркетинговых стратегий, пояснил руководитель направления инноваций в HeadHunter Никита Бугров.

Похожие тенденции наблюдаются и в мире: некоторые компании учатся работать без фрилансеров вообще. Количество заявок на тексты на биржах фриланса за последние два года снизилось на 30,37 процента, сообщили ученые из Гарвардской школы бизнеса, Технического университета Берлина и Имперского колледжа Лондона. На российской бирже контента «Адвего» за последний год количество заказов на перевод рухнуло на 70 процентов, а на расшифровку аудио/видео — на 50. Директор по развитию Максим Сергеев объяснил это более высокой скоростью нейросетевых сервисов, заметив, что качество выполненной ими работы при этом не страдает.

Говорить об окончательной замене копирайтеров генеративными сервисами тем не менее не приходится, дала понять управляющий партнер digital-компании JetStyle Наталья Устименко. Поисковые системы достаточно четко определяют такой контент. Google, к примеру, может пессимизировать соответствующие страницы: одновременно с ростом популярности LLM компания уже внесла в свои стандартные факторы ранжирования строчку «опыт» (передача которого нейросетями проблематична).

По ситуации уже высказался блогер и дизайнер Артемий Лебедев. Комментируя новость о снижении спроса на дизайнеров и редакторов, спикер предложил заменить нейросетями и «бессмысленных провинциальных журналистов». Конкретизировать, как этот процесс мог бы выглядеть в деталях, известный дизайнер не стал. Лебедев жалуется на работу журналистов не в первый раз: на его взгляд, представители этой профессии не разбираются ни в чем и допускают ошибки при создании материалов.

По материалам https://lenta.ru/articles/2025/01/15/ii/

 

Закрыть