logo

Новый подход: как изменился контроль за предпринимательской деятельностью

Что сегодня меняется в системе административного контроля бизнеса, рассказала первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Марина Блудян.

— Зачем вообще государство взялось менять подход к контролю за предпринимательской деятельностью?

— Это умная реформа — технологичная, цифровая, современная, 5D, поскольку мы решаем проблему сразу с нескольких сторон. Она соответствует целям и задачам нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».

Понадобилась она потому, что системы государственного надзора и контроля за соблюдением обязательных требований давно превратились в помеху для бизнеса. Раньше нормативно-правовая база этих требований была предельно размыта. Нельзя было открыть единый свод правил и понять, что делаешь не так. При этом надзору и контролю сегодня подвластны сразу 44 сферы деятельности (было 48, четыре мы уже убрали), в каждой из которых есть свое законодательное поле — постановления правительства, приказы профильных министерств, отраслевые, межотраслевые и межгосударственные стандарты и т.д. И каждое ведомство-регулятор творило что-то свое. Часто требования пересекались, нередко были взаимоисключающими.

— Можете привести самые характерные примеры?

— Есть требование МВД для зданий, которые посещает много людей: на окнах первых этажей должны быть решетки. Это и антикриминальная, и антитеррористическая мера. Одновременно есть четкое указание МЧС, что таких решеток на первых этажах тех же театров и музеев быть не должно. Ведь окна — это еще и дополнительные эвакуационные выходы в случае пожара. До недавних пор получалось следующее: есть решетка — штраф от МЧС, нет ее — штраф от МВД. Проще говоря, бизнес часто был виноват уже по факту своего существования.

Другой наглядный пример — пересечение требований Ростехнадзора, Росприроднадзора и Роспотребнадзора. Первый следит за безопасностью оборудования, второе ведомство — за сохранностью окружающей среды, третье — за благополучием человека. И если по предельно допустимому шуму на предприятии у Ростехнадзора один норматив, то у Роспотребнадзора совершенно иной. И все эти нормы в отношении одного и того же шумящего оборудования.

Таких примеров масса, многие коллизии мы с предпринимательским сообществом и заинтересованными чиновниками распутывали годами.

Подробнее — https://www.rbc.ru/business/22/11/2024/673780c39a794719fa83ce64

Закрыть