logo

Образование Новосибирской области в условиях укрепления технологического суверенитета

30 ноября 2023 года в Новосибирске в рамках Стратегической сессии Форума «Учебная Сибирь» прошел круглый стол «Механизмы интеграции среднего профессионального и высшего образования с организациями реального сектора экономики», на котором обсудили вопросы эффективного взаимодействия образовательных организаций и промышленных предприятий.

В заседании приняли участие зам.министра образования Новосибирской области Андрей Головнин, президент НГТПП Юрий Бернадский, директор ЦОПП НСО Юрий Водянкин, директор ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий» Максим Затолокин, директор ГБПОУ «Новосибирский колледж радиоэлектроники и вычислительной техники» Андрей Безгеймер, директор ИОиТИБ, СГУГиТ Аэлита Шабурова, директор ГБПОУ НСОО «Новосибирский авиатехнический колледж», председатель Совета ССУЗов Новосибирской области, Андрей Брикман, директора новосибирских колледжей – Технического: Галина Талюкина, Химико-технологического Елена Сартакова, Пищевой промышленности и сервиса Дарья Федосеева,  а также другие представители образовательных организаций г.Новосибирска.

Юрий Бернадский отметил, что главная задача сегодня — обеспеченность подготовленными кадрами реального сектора экономики. С каждым новым днем эта проблема становится все ярче, а условия конкуренции между предприятиями и регионами за человеческий ресурс – все жестче. Спрос на квалифицированные кадры в российской экономике продолжит неуклонно расти. В этих условиях работодателям необходимо: 1) принимать учащихся на производственную практику, закреплять за ними наставников, с учетом формирования кадровых резервов предприятия; 2) переводить хорошо успевающих студентов на индивидуальный график обучения в том числе трудоустраивать их на штатные рабочие места; 3) заключать договоры целевого обучения со студентами (как на этапе поступления в колледж, так и на любом курсе обучения), для предприятия это – гарантированный приток рабочих кадров; 4) взаимодействовать с колледжами в рамках созданной системы отраслевых и координационных советов, что реально означает следующее: — активное участие работодателей в профориентационных мероприятиях со студентами, а также в конкурсах профессионального мастерства; — совместная доработка и согласование основных профессиональных образовательных программ и необходимых для освоения квалификационных модулей; — направление специалистов-производственников в качестве экспертов на демонстрационный экзамен, а также в качестве преподавателей спец.дисциплин; — участие представителей предприятия в работе ежегодных комиссий по распределению выпускников; — сохранение рабочих мест за выпускниками прошлых лет, демобилизованных после службы в ВС РФ; — принятие мер по обеспечению закрепляемости молодых специалистов на предприятии. 5) необходимо расширить участие предприятий в создании региональных образовательно-производственных центров (кластеров) в рамках федерального проекта «Профессионалитет», как оперативной и гибкой модели адресной подготовки кадров под запросы отрасли. 6) Участвовать в проектах Национального Агентства Развития Квалификаций: «Профессиональный экзамен для студентов», совмещение государственного итогового (промежуточного) экзамена с независимой оценкой квалификации (27 регионов, 16 СПК, 3500 участников). Проект «Национальная система квалификаций  — конструктор карьеры» (34 региона, 220 организаций). Новый проект «Кадры для высокотехнологичного производства», его особенности – полный цикл кадрового проектирования, применение инструментов и цифровых ресурсов национальной системы квалификаций, модульность предлагаемых решений.

Подготовка кадров кластера «Машининостроение», созданного в рамках Федеральной программы «Профессионалитет» стала темой выступления Максима Затолокина. Неотъемлемыми компонентами «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТА» являются наставничество; приоритет практической подготовки; оптимизация сроков подготовки кадров; целевое обучение; гарантированное трудоустройство на предприятиях-заказчиках; развитие материально-техническое базы колледжей и техникумов с учетом технологических особенностей производств. В числе обязательств участников кластера – образовательных организаций: — направление студентов на практику и их трудоустройство, комплектация из них квалифицированных кадров предприятий – участников (в приоритетном порядке) и, дополнительное обучение мастеров и преподавателей колледжа на предприятиях; — целевое обучение студентов по индивидуальным программам по запросам предприятий. Со стороны предприятий – участников кластера обязательства,  прежде всего — обеспечить практику студентов у себя на предприятии; — совместная проработка и реализация (за счет привлечения специалистов предприятия) программ обучения; — ведение совместной профориентационной работы, участие в ГЭК. 15 предприятий ОПК – партнеры колледжа, в состав кластера входят 8 колледжей и 9 промышленных предприятий. Учебное производство включает в себя 7 зон. Три зоны обработки: токарная, фрезеровочная, для станков с ЧПУ.

Андрей Безгеймер сделал доклад о подготовке инженерных кадров для отрасли ОПК. По специальности «твердотельная электроника» трудоустроено 90% выпускников и по специальности «монтаж техническое обслуживание и ремонт приборов» трудоустроено уже 70%. В кластере «Информационные технологии» задействованы 4 колледжа и 8 промышленных предприятий, в том числе АО «НЗПП Восток», АО «Элтекс» и Ассоциация «Сибакадемсофт». Говоря о подготовке специалистов для ОПК он отметил, что предприятию гораздо выгоднее вырастить своего инженера в колледже, нежели взять «с улицы». Предприятие получает работника с опытом работы от одного до трех лет, высоко лояльного к предприятию, и практически без долгого периода адаптации.

Аэлита Шабурова  рассказала о взаимодействии Сибирского государственного университета геосистем и технологий с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. В институте обучаются: по уровню бакалавриат  — специальность «оптотехника» 53 человека всего, в т.ч. целевиков 7 (выпуск 2023 г 6 человек, 2024 г – 10 человек); «приборостроение» – всего 104, целевики — 11 (выпуск 2023-2024 гг 28 и 6). «Фотоника» – всего 8 человек обучаются, но все уже работают технологами на производстве. Информационная безопасность – 240 всего, целевики — 7 (выпуск 2023 -35, выпуск 2024 – 54 чел). Наибольшее количество обучающихся по целевому обучению от предприятий Филиал ФКП «НИО» «НОЗИП»  — 17 чел., АО НПЗ -14 чел., НЗПП – 6 чел. Предложения по дальнейшему сотрудничеству с предприятиями НСО: — разработка образовательных программ  под конкретные задачи предприятий; — доработка технологии «доведения» выпускника вуза до заранее намеченного места трудоустройства; — практическая подготовка обучающихся и проведение профессиональных проб на их базе;  — совместные научно-исследовательские разработки с привлечением студентов и
преподавателей вуза.

Андрей Брикман предложил следующие механизмы взаимодействия учреждений СПО и промышленных предприятий. 1. Изменение сроков практики под потребности предприятий 2. Создание непрерывного потока групп, закрепление одного рабочего места в течение всего года. 3. Дуальная система подготовки (распределенная практика) 3-4 дня учеба в колледже и 1-2 работа на предприятии. 4. Перевод студентов на индивидуальный график обучения. 5. Использование материальной базы отраслевого ресурсного центра – создание на их базе учебно-производственного комплекса.  В том числе подготовка и переподготовка новых принятых кадров предприятий, не имеющих базового образования, возможность исполнения производственного заказа предприятий.

По итогам круглого стола Юрий Бернадский представил на пленарной сессии предложения по конкретизации направлений практики взаимодействия предприятий реального сектора и образовательных организаций в вопросах целевой подготовки специалистов и рабочих кадров, включая специальные предложения по снижению напряженности на рынке труда.

Одной из приоритетных задач НГТПП является подготовка кадров для предприятий Новосибирской области. Палата регулярно ведет разработку и актуализацию профессиональных стандартов и программ обучения, проводит кадровые форумы и мероприятия, осуществляет профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, ее усилиями сформирован состав индустриальных партнеров —  предприятий, входящих в кластеры машиностроения и радиоэлектроники.

Закрыть