logo

«Оценка квалификаций. Траектория профессионального роста»

25 апреля в научной библиотеке НГТУ прошел семинар-практикум на котором обсудили вопросы продвижения и развития системы национальной оценки квалификаций в Новосибирской области.

Организаторами семинара выступили Фонд инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО) и Центр оценки квалификаций в наноиндустрии АНО «Наносертифика» (г. Москва) при поддержке Российского Союза промышленников и предпринимателей, правительства Новосибирской области, Новосибирской городской ТПП, Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий и Новосибирского государственного технического университета.
В мероприятии приняли участие ответственный секретарь рабочей группы НСПК по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения, помощник ректора НИУ ВШЭ Александр Жидков (г. Москва), руководитель Центра оценки квалификаций в наноиндустрии, руководитель Органа по сертификации «Наносертифика – Кадры для инноваций» Евгения Холодова, заместитель министра образования Новосибирской области Андрей Головнин, ректор НГТУ Анатолий Батаев, президент МАРП, генеральный директор АО «Сибирская юридическая компания» Сергей Карпекин, начальник управления перспективного развития Новосибирской городской ТПП, директор ООО «Новосибирский региональный межотраслевой центр оценки квалификаций» Юрий Штатнов, руководители учреждений системы профессионального образования и другие.
По словам Сергея Карпекина, одна из главных задач экономики региона – создание эффективного конкурентоспособного производства. Существует множество факторов, влияющих на конкурентоспособность, один из них — это профессиональные кадры. «Прошли те времена, когда можно было взять человека с улицы, за неделю обучить его и ждать нужный результат. Сегодня 90% рабочих мест требуют соответствующей высокой квалификации от рабочего и специалиста».
Президент МАРП отметил, что основная цель системы квалификаций – мониторинг и прогнозирование потребности на рынке труда. Важно чтобы молодые люди выбирали ту профессию, к которой есть предрасположенность и которая будет востребована. Одним из важнейших элементов системы квалификаций являются профессиональные стандарты, которые создаются на основе национальных и отраслевых квалификаций. Вся система независимой оценки – это проверка квалификаций соискателя на соответствие профессиональным квалификациям.
С руководителем МАРП согласен и Андрей Головнин, который подчеркнул, что независимая оценка квалификаций особенно важна для выпускников системы среднего профессионального образования региона, поскольку определяет их будущее. Он отметил, что сегодня существует несколько процедур оценки квалификаций, которые необходимо унифицировать. Результатом этой работы должен стать единый документ о квалификации работника, который будут принимать работодатели от Камчатки до Калининграда.

Начальник управления перспективного развития НГТПП Юрий Штатнов считает, что независимая оценка квалификаций дает ряд преимуществ, в частности работник получает свидетельство, которое подтверждает официальное признание его компетенции и квалификации, определяет ценность работника на рынке труда вне зависимости от региона, а также позволит выявить пути для дальнейшего обучения и профессионального роста. Соответственно, работник может претендовать на иной уровень заработной платы.
Проводя процедуру независимой оценки квалификаций, образовательное учреждение тем самым подтверждает соответствие программ обучения требованиям рынка труда и свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, приоритетное получение заказа на подготовку. Выпускники учреждений профессионального образования — подтверждение своей компетентности через независимую оценку результатов обучения вхождение в Единый реестр сертифицированного персонала НАРК.
Предприятия приобретают возможность управлять сохранением и развитием кадрового потенциала организации через владение информационной базой профессиональных кадров, улучшения имиджа организации на российском и международном рынках, получают допуск к участию в международных тендерах и проектах.
Что, в свою очередь, дает возможность получения приоритетности инвестирования.
Об основных задачах внедрения профессиональных стандартов в систему подготовки кадров рассказал Александр Жидков. По его мнению, нормальное функционирование национальной системы квалификаций возможно только при полноценном развитии и взаимосвязи всех элементов: профессиональных стандартов, профобразования, независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитации.
Профессиональные стандарты имеют ряд особенностей, влияющих на их применение в профессиональном образовании. Это неравномерность разработки профстандартов по областям и невозможность определить потенциальное количество, что при проектировании ФГОС и образовательных программ приводит к тому, что используются иные источники (форсайт рынка, международный опыт и т.д.). Существующие профстандарты не закрывают все профессиональные траектории выпускников с высшим образованием, а их срок жизни не более 3-5 лет. Зачастую это меньше, чем срок реализации образовательной программы. В профстандарты не заложена прогностическая функция, которая есть у ФГОС и основных профессиональных образовательных программ.
Участники семинара поделились опытом практической работы в системе независимой оценки квалификаций, а также опытом сотрудничества с работодателями. Во время семинара состоялась деловая игра – проведение фрагмента профессионального экзамена. Участники мероприятия объединились в команды в соответствии с профильной трудовой инженерной деятельностью и выполняли типовое задание профессионального экзамена. Также прошли интерактивные площадки по темам «Кооперация образовательных и профессиональных стандартов» и «Как подготовить высококвалифицированные кадры для региональной экономики Новосибирской области?».

  

Закрыть