logo

Правительство предложило изменить механизм особых экономических зон

Правительство внесло в Госдуму законопроект, совершенствующий механизм особых экономических зон. Он предполагает сокращение типов ОЭЗ с 4 до 3, упрощение получения статуса резидента зоны, а также изменение порядка ликвидации ОЭЗ

Правительство предложило целый ряд принципиальных изменений в законодательство об особых экономических зонах. Соответствующие поправки внесены на рассмотрение Госдумы.

Как следует из пояснительной записки к документу, законопроект разработан в целях «совершенствования механизмов создания и схемы управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также упрощения порядка получения статуса резидента ОЭЗ». Изменения в закон разработаны с учетом замечаний и предложений государственных аудиторов и прокуроров, сказано в законопроекте. Ранее ОЭЗ за низкую эффективность критиковала Счетная палата, а Генпрокуратура выявляла нарушения при функционировании части из них.

Подготовленные Минэкономразвития предложения касаются порядка создания, функционирования и ликвидации зон. Изменения делятся на несколько блоков.

Оптимизация типов зон и расширение видов деятельности. Законопроектом предлагается сокращение действующих типов ОЭЗ: вместо текущих четырех будет три типа зон — туристско-рекреационные, портовые и промышленно-технологические (объединяются промышленно-производственные и технико-внедренческие). Одновременно с этим сокращается перечень запрещенных в ОЭЗ видов деятельности. В частности, теперь на территории таких зон можно будет производить и перерабатывать этан и сжиженный углеводородный газ.
Сокращение административных барьеров. Вместо бизнес-плана, необходимого для получения статуса резидента ОЭЗ, компании смогут подать упрощенную форму — паспорт инвестпроекта, в том числе в электронном виде. В таком паспорте будет видна вся необходимая информация для принятия решения о создании ОЭЗ, заявлял ранее министр экономического развития Максим Решетников. Кандидатура резидента будет рассматриваться регионом без экспертного и наблюдательного советов (раньше их участие было обязательным). Такая гибкость механизма позволит сократить срок принятия решения по инвестору с 40 до 15 дней, сообщали в Минэкономразвития.

Управление ОЭЗ будет осуществляться путем заключения прямого и единственного соглашения о создании и управлении ОЭЗ между Минэкономразвития России, субъектом, муниципалитетом и управляющей компанией. Соглашение будет заключаться в течение 35 дней после принятия решения о создании зоны. Типовая форма соглашения о создании управлении ОЭЗ сейчас разрабатывается в Минэкономразвития.

Помимо этого, вносится техническая правка: из схемы финансирования особых экономических зон исключается необходимость докапитализации АО «Особые экономические зоны», которое сейчас находится в стадии ликвидации (решение об этом было принято еще в 2018 году).
Досрочная ликвидация ОЭЗ. Особая экономическая зона создается на 49 лет без возможности продления. В новой версии законопроекта предлагается расширить перечень случаев, при которых возможна досрочная ликвидация зоны. Так, зону закроют, если в течение пяти лет подряд Минэкономразвития признает ее функционирование неэффективным. Первая оценка эффективности будет проводиться не ранее чем через два года после создания зоны. Для разных отраслей предполагаются разные подходы к анализу эффективности, а также будет учитываться этап функционирования зоны. Так, с первого по третий год после создания будет оцениваться создание инфраструктуры ОЭЗ, с четвертого по шестой год — эффективность деятельности резидентов ОЭЗ (вложенные инвестиции, созданные рабочие места), с седьмого года и далее — бюджетная эффективность (возврат налогов и т.д.).

РБК

Закрыть