logo

Приоритеты государственной политики в сфере образования в Новосибирской области

25 августа в рамках проведения форума Технопром 2023 состоялся XXIII Съезд работников образования Новосибирской области, в работе которого приняли участие губернатор Новосибирской области Андрей Травников, председатель Законодательного собрания НСО Андрей Шимкив, глава Новосибирской епархии митрополит Никодим, министр образования   НСО Сергей Федорчук, руководитель Федеральной экспертной группы по целевой модели дополнительного образования детей Андрей Костин, директор Новосибирского технологического колледжа питания, руководитель ассоциации молодых педагогов НСО Михаил Ермолаев, начальник управления перспективного развития НГТПП Юрий Штатнов, директора школ и колледжей Новосибирской области, педагоги.

В видеообращении министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов сказал, что органы местного управления системой образования должны быть напрямую вовлечены в реализацию государственной политики в этой сфере. Будет усиливаться эта составляющая, и вестись постоянная совместная работа с коллегами на местах. Это поможет учесть их мнения, их профессиональные советы, инициативы, это поспособствует выравниванию условий для обучающихся ребят, школьников, не зависимо от того района, муниципалитета, где они проживают. Основной темой обсуждения съезда стало патриотическое воспитание и развитие личности – приоритет государственной образовательной политики.

С основным докладом выступил Сергей Федорчук. Министр отметил, что за 5 лет введены в эксплуатацию 23 школы на 18000 мест и 46 детских садов на 8 600 мест. Дополнительно с 2018 по 2022 год за счет перепрофилирования помещений, не востребованных в образовательном процессе, открыто ещё почти 13000 мест в школах и 6000 в детских садах. Кроме того, в 2023 году запланировано открытие почти 4000 мест в школах за счет проведения ремонтных работ. Для того, чтобы полностью закрыть проблему нехватки школьных мест, необходимо продолжить строительство школ, обеспечив ежегодный ввод не менее 5 новых зданий. Решение задачи повышения доступности качественного образования также решается за счет программы капитального ремонта школ: в 2022 году отремонтированы 13 школ; в 2023 – 15 зданий; в 2024-2025 годах планируется к ремонту – 99 школ. Это позволит перевести большую часть учеников в первую смену.

Говоря о нововведениях предстоящего учебного года, министр сообщил, что с 1 сентября изучение истории в 10-11 классах будет осуществляться по единому государственному учебнику, который синхронизировано излагает всеобщую и отечественную историю, даёт достоверную информацию о последних событиях, связанных со специальной военной операцией, вхождением в состав России новых субъектов.

Перед нами стоит государственная задача: настроить систему воспитания в соответствии с Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. Мы должны совместно с семьёй формировать в ребёнке чувства коллективизма, патриотизма, трудолюбия и уважения к человеку и к нашей истории – отметил министр.

В регионе сформировалась система профориентационных проектов. В её основе лежит: сеть спецклассов, центры «Точка роста», 5 IT-кубов, «Политехническая и агротехническая школа», онлайн-уроки «ПроеКТОриЯ», «Дни профессионального выбора», «Билет в будущее», 3 центра политехнического обучения – (аналоги советских УПК). С сентября 2022 года были запущены проекты «Самоопределение с нуля» и «Профессия без аттестата», предоставляющий возможность получения рабочих профессий ребятам, не справившимся с ОГЭ. В рамках проекта «Профессия без аттестата» прошли обучение 113 человек. Из них: 37 человек в колледжах – участниках проекта и 76 человек обучились в рамках реализации проекта «Содействие занятости».

В рамках проекта «Политехническая и агротехническая школа» проводится ежегодная профессиональная подготовка 2000 школьников на базе учреждений СПО. В проекте приняли участие более 140 школ и 10 000 школьников одновременно получили аттестат о среднем общем образовании и свидетельство о профессии.

В 2022-2023 учебном году в соответствии с поручением Президента России особое внимание уделялось увековечению памяти участников СВО, проявивших отвагу, мужество и героизм: в 46 школах открыты 53 мемориальные доски, в 8 – парты Героя. Количество школ, включившихся в работу по увековечению памяти Героев, выросло в 2 раза.

Меняется подход и к обучению по основам военной службы и начальной военной подготовки. С 1 сентября 2023 года НВП для обучающихся 10-11 классов будет включать в себя: изучение модулей по НВП в рамках ОБЖ и традиционное проведение 5-дневных учебных сборов для десятиклассников.

Отдельное место в докладе отведено работе по профсамоопределению школьников в сфере беспилотных авиационных систем (БАС). В настоящее время обучение компетенциям в сфере БАС осуществляется в 19 школах и 3-х учреждениях дополнительного образования с охватом около 1000 школьников 5-11 классов.  Перед образованием стоит задача обеспечить подготовку специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС. В 2020 году такая подготовка начата на базе «Новосибирского авиационного технического колледжа имени Б.С. Галущака», где по специальности «Эксплуатация БАС» ежегодно осуществляется набор 25 человек. С 2024-2025 учебного года планируется увеличить набор до 50 человек. По окончании обучения выпускникам присваивается квалификация «Оператор беспилотных летательных аппаратов». Эту практику планируется расширять не только в городе, но и в сельской местности, где стартовой площадкой должен стать Колыванский аграрный колледж, а затем этот список будет еще более расширен. С 2024 года предполагается реализация федерального проекта по созданию площадок по подготовке кадров в сфере БАС на базе школ и колледжей.

Созданы все условия для проведения процедуры демонстрационного экзамена. С 2017 года по июль 2023 года 19 657 студентов прошли эту процедуру. Количество центров проведения демэкзамена увеличилось с 18 в 2017 году до 210 в 2023 году, а количество образовательных организаций, принимающих участие в демэкзамене, увеличилось с 12 до 60. Уже с этого года мы включаемся в реализацию проекта «Профессионалитет». С 1 сентября более 700 студентов колледжей кластера Педагогика будут обучаться по программам, разработанным совместно с работодателями. В 2024 году по программам Профессионалитета начнут обучаться еще 2000 студентов кластеров Машиностроение и Информационные технологии. О востребованности выпускников колледжей (подведомственных министерству) говорит уровень трудоустройства по полученной профессии – 82% (при целевом показателе в 78%). Качество подготовки наших выпускников подтверждается и внешними оценками – выступлениями на чемпионате «Молодые профессионалы». В 2022 году в рейтинге регионов мы были пятые, а до этого 4 года подряд занимали 6 место. Кадровая политика системы образования направлена на повышение уровня профессиональной подготовки и престижа профессии учителя. В регионе удалось построить единую систему непрерывного профессионального роста педагогов. По программе «Земский учитель» в сельских территориях работают 158 учителей. Молодым педагогам оказываются различные виды социальной поддержки. На устранение дефицита педагогов, особенно в малокомплектных школах, направлен региональный проект «Сетевой учитель». Еще одним уникальным решением, продиктованным временем, стала профессиональная переподготовка участников СВО. Уже в скором времени в школы придут два учителя ОБЖ и истории, еще недавно воевавшие на передовой.

В обращении к участникам пленарного заседания губернатор Андрей Травников обозначил приоритеты образовательной политики региона на предстоящий период, отметив, что в регионе удалось выстроить цельную, многоуровневую систему профориентации, выявления и развития талантов. Выполнена задача, которую формулировали пять лет назад – войти в десятку лучших систем образования страны, приблизились к задаче, которую обозначили год назад – войти в пятерку лучших.  На что следует дополнительно обратить внимание – это повышение качества преподавания и интереса к математике, к другим естественно-научным предметам. У нас нет возможности дальше раскачиваться, время требует от нас увеличивать темпы решения этой задачи. Требуются более высокие темпы повышения интереса школьников к профессии педагога. Нужно признать, что к решению кадровой проблемы образования сферы образования мы только подходим. Губернатор поставил новую важную и отдельную задачу: в регионе создана качественная система образования, нам есть чем гордиться. Пора откинуть излишнюю скромность, и нашу систему образования продвигать – в информационном пространстве, в экспертном сообществе. Нужно формулировать наши достижения, подходы, методики, успешные проекты для того, чтобы получать заслуженную оценку.

Также Андрей Травников высказался за дальнейшее увеличение финансирования системы образования области, в частности, поддержал предложение о доплатах педагогам-методистам.  О востребованности профессии педагога свидетельствует планомерное снижение среднего возраста педагогов – с 53,2 года в 2018 году до 49 лет в 2022 году.

НГТПП на протяжении многих лет тесно работает с системой образования, начиная от профориентационной работы (выездные экскурсии школьников на предприятия, мастер-классы, наставники на производстве) и заканчивая вопросами подготовки квалифицированных кадров —  участие в демонстрационных экзаменах, независимая оценка квалификаций, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, участие в работе ГЭК и другие.

Закрыть