Проблемы и перспективы развития рынка международных автомобильных перевозок в Сибирском федеральном округе
1 ноября в малом зале правительства Новосибирской области состоялся круглый стол, на котором обсудили проблемы, возникающие при осуществлении международных автомобильных перевозок.
В обсуждении приняли участие: руководитель Филиала АСМАП по СФО Игорь Сафрошкин, президент Новосибирской городской ТПП Юрий Бернадский, министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский, уполномоченный по защите прав предпринимателей региона Виктор Вязовых, начальник Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Василий Иванько, начальник отделения пограничного контроля пограничного управления ФСБ РФ по НСО Андрей Замякин, сотрудник УГИБДД по НСО Михаил Сафонов, представители перевозчиков и предпринимателей, осуществляющих международную деятельность.
Игорь Сафрошкин привел неутешительную статистику, которая показывает, что сегодня только 2% экспортных грузов транспортируется перевозчиками Сибири. Если смотреть по всей России то не более 30% всего экспортного груза вывозится российскими перевозчиками, а 70% иностранными, в основном белорусскими и казахстанскими. Получается что, не смотря на рост экономики, рынок автоперевозок находится в стагнации. Поэтому возникает вопрос о конкуренции и конкурентных преимущества наших партнёров. Иногда это преимущество за счет территории или преференций полученных от правительств, а иногда это недобросовестная конкуренция и откровенное нарушение транспортного законодательства РФ.
Приветствуя участников круглого стола, Анатолий Костылевский отметил такой важный момент, как безопасность дорожного движения. Растет количество ДТП, в том числе с участием иностранных водителей, которые чувствуют свою безнаказанность на наших дорогах. Основные причины аварий – перегруз транспорта и нарушение правил перевозки пассажиров.
О необходимости совершенствования российского законодательства в части защиты интересов российских перевозчиков говорил Василий Иванько. Он отметил, большой процент нарушений со стороны иностранных перевозчиков, это связано с тем, что российские перевозчики за нарушение привлекаются к ответственности, а иностранным удается уйти от наказания. В частности на оплату штрафов в России отводится до 70 дней, за это время иностранные перевозчики успевают покинуть территорию РФ. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство России о том, что при выявлении нарушения транспортное средство не имеет право покинуть место проведения контроля. До уплаты штрафа и устранения нарушения транспортное средство должно оставаться на штраф стоянке. Такие правила действуют в Казахстане.
Василий Иванько подчеркнул необходимость активизировать работу надзорных органов с соответствующими структурами сопредельных государств. Необходимо направлять информацию о нарушениях перевозчиков в соответствующие структуры и требовать от них привлечения к ответственности. Тем более что там компании тоже проходят процедуру допуска к международным перевозкам.
Андрей Замякин отметил, что в Новосибирской области действует один пункт пропуска через государственную границу. В 2016 году через него проследовало 111359 транспортных средств, из них грузовых — 45943. За 9 месяцев 2017 границу пересекло 117537 единиц транспорта, в том числе 46596 грузового. Данные говорят о росте грузопотока. В 2016 году 724 машины не пропустили на территорию РФ, в 2017 – 874. Основная причина возврата транспортных средств перевозка грузов с нарушением установленных норм и требований. Решением проблемы, в частности связанной с перевесом может стать установление стационарного поста весового контроля вблизи государственной границы.
Оперативную информацию о нарушениях иностранными водителями правил дорожного движения предоставил Михаил Сафонов. За 9 месяцев 2017 года в Новосибирской области совершено 1892 ДТП, по сравнению с прошлым годом количество ДТП сократилось на 8%. Процент взыскания административных штрафов с иностранных водителей значительно ниже, чем в среднем по НСО, что связано с пробелами в законодательстве. Не отрегулирован вопрос об исполнении административных штрафов за большую часть правонарушений. Исключение составляет Конвенция о взаимном признании и исполнении постановлений по административным делам за нарушение правил дорожного движения. С 2008 года мы осуществляем информационное взаимодействие по данным делам. В 2017 – направлено 176 уведомлений, прежде всего касающихся таких грубейших нарушений, как: управление в пьяном виде, отказ от прохождения медицинского освидетельствования и совершение ДТП с пострадавшими. По остальным действующим законодательством взаимодействие не предусмотрено. Тем не менее, в настоящее время Главным управлением обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ рассматривается вопрос о заключении межгосударственного соглашения с Республикой Казахстан о вынесении и исполнении постановлений о нарушении ПДД.
Виктор Вязовых считает, что решением многих проблем могло бы стать заключение межправительственного соглашения о введения общих правил грузоперевозок, обмен информацией, установление общих баз данных. Кроме того, проблемы и предложения по их решению, выдвинутые участниками круглого стола будет переданы уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борису Титову.
Развитие транспортно-логистической деятельности в регионе неразрывно связано с развитием производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, считает Юрий Бернадский. Диверсифицированная структура экономики региона позволяет при падении поставок в одних отраслях, компенсировать их ростом в других. На рынок грузоперевозок влияют как внутренние, так и внешние факторы. В частности не урожай в Монголии в этом году может стать причиной роста экспорта по данному направлению.
Президент НГТПП представил информацию о перспективах развития индустриального комплекса области, отметив такие приоритетные проекты, как научно-производственный кластер «Сибирский Наукополис», биомедицинский парк «Зеленая долина», зона опережающего развития «Аэросити», восточная транспортно-логистическая зона, а также территории опережающего развития Горный и Линево. Задача региона, используя свои преимущества, в частности, географическое положение, научно-производственный потенциал, конкурировать не субъектами Российской Федерации, а с другими странами, причем формировать спрос на конкурентную наукоемкую продукцию.
О мерах государственной поддержки транспортно-логистических компаний рассказала руководитель обособленного подразделения в Новосибирске АО «Российский экспортный центр» Елена Брагова.
В ходе круглого стола эксперты обсудили и другие актуальные для отрасли вопросы.
Одна из основных задач НГТПП — это формирование благоприятных условий для развития предпринимательства. Палата оказывает содействие АСМАП в решении вопросов, касающихся рынка международных автоперевозок. В частности, предложения по мерам, направленным на повышение эффективности деятельности отечественных международных автоперевозчиков, повышение их конкурентоспособности, в том числе посредством использования предоставленных налоговым законодательством России возможностей по установлению режимов наибольшего благоприятствования предпринимательской деятельности в Новосибирской области, а также установления льгот по налогам и сборам.