Специалисты антимонопольной службы рассказали об особенностях расторжения контрактов
Этот и другие вопросы по контрактной системе рассмотрели на совместном заседании Общественного совета при Новосибирском УФАС России и Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ».
Врио заместителя руководителя — начальник отдела контроля закупок Новосибирского УФАС России Алхан Заргаров рассказал об особенностях расторжения контрактов.
Было отмечено, что отсутствие финансирования, как основание для одностороннего расторжения контракта, невозможно. Основание расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке предусмотрено статьей 95 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков…».
«Эти акты предоставляют такое право заказчику только в случае существенного нарушений условий контракта со стороны поставщика, к которому, безусловно, нельзя отнести отзыв денежных средств у заказчика», — уточнил Алхан Заргаров.
Если заказчик все-таки принял решение об одностороннем расторжении контракта, в случае обращения в антимонопольный орган, он может быть признан нарушившим положения закона о контрактной системе. За указанное нарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ.
В ситуации, когда заказчик говорит об отсутствии финансирования, есть два пути решения. Первый — это взыскание денег с заказчика в судебном порядке. Второй — в соответствии с частью 65 статьи 112 Закона о контрактной системе, которая допускает изменение условий контракта при возникновении обстоятельств не зависящих от воли сторон, которые повлекли невозможность исполнения контракта. Применяя эту норму, можно продлить срок исполнения контакта, предоставив заказчику возможность получения дополнительного финансирования.
Еще один рассмотренный момент связан с увеличением цены товаров на рынке. Руководитель Новосибирского УФАС России Дмитрий Сухоплюев отметил, что увеличение цены товаров и неисполнение контракта не являются тождественными вещами. Согласно судебной практике изменение стоимости товаров относится к коммерческим рискам и не является основанием для изменений условий контракта.
Кроме того, была обсуждена проблема отказа заказчиков от оплаты контрактов на образовательные услуги при неполучении обучаемыми лицами документов об образовании.
Алхан Заргаров обратил внимание на необходимость учета положений контрактов, предусматривающих приемку оказанных услуг. Если по контрактам приемка завершается получением обучающимися заключительных документов об образовании, то оплата осуществляется только после этого. Если исполнитель не согласен с отказом заказчика от приемки услуг, то вправе обратиться в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.