logo

Высшее образование – вызовы времени

25 августа 2023 года в рамках проведения форума Технопром 2023 прошло заседание Координационного совета при губернаторе Новосибирской области по вопросам развития высшего образования. 

В заседании приняли участие губернатор Новосибирской области Андрей Травников, зам.губернатора НСО Сергей Нелюбов, зам.губернатора Ирина Мануйлова, министр образования НСО Сергей Федорчук, министр промышленности, торговли и поддержки предпринимательства Андрей Гончаров, министр культуры Юрий Зимняков, заместитель министра науки и высшего образования РФ (в режиме ВКС) Ольга Петрова, зам.начальника управления, — начальник отдела высшей школы и развития педагогических кадров Минобразовния НСО Светлана Малина, помощник губернатора по вопросам образования, науки и инноваций Марина Ананич, зам.мэра г.Новосибирска Валерий Шварцкопп, председатель Совета ректоров ВУЗов Николай Пустовой, ректоры Новосибирских ВУЗов: СГУПС – Алексей Манаков, НГТУ – Анатолий Батаев, НГАСУ – Юрий Сколубович, СГУГиТ Сергей Середович, СГГА – Александр Карпик, НГУЭУ – Павел Новгородов, НГМА – Игорь Маринкин, НГПУ – Алексей Герасев, начальник управления молодежной политики Минобразования НСО Светлана Королькова, генеральный директор ООО «Оксид» Лев Носенко, директор НПГГА «Луч» Николай Каюров, заместитель директора по работе с персоналом филиала публичного акционерного общества «Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова» Валентин Голуб, начальник управления перспективного развития НГТПП Юрий Штатнов. Председатель Ассоциации СибАкадемсофт Ирина Травина.

В приветственном слове Ольга Петрова сказала, что сложившаяся в мире обстановка и курс, выбранный Президентом РФ на обеспечение технологического превосходства, требует от нас использовать в полную силу потенциал науки и образования – как высшего, так и средне-профессионального.

Сергей Федорчук проинформировал о подготовке кадров в образовательных организациях высшего образования для промышленности региона. более 9000 школьников получили вместе с аттестатом об окончании средней школы свидетельство по профессии. В 14 спецклассах в 7 школах начата  работа по авиастроительному направлению, количество обучаемых 350 чел. Всего в школах  действуют 219 спецклассов  инженерно-технического, агротехнического, биотехнологического и IT направлений, 5500 учащихся. 39 учреждений СПО и 187 школ вовлечены в систему ранней профориентации (5-11 класс).  В 31 школе (350 обучающихся) назначен skills гид. Создано 17 отраслевых советов для системы СПО, принимающих участие в отношении создания образовательной инфраструктуры и содержания программ обучения.

Светлана Малина доложила о ходе исполнения поручений, данных на заседании Координационного Совета в рамках МФТР-2022 «Технопром».  Все поручения выполнены. В том числе достигнуто соглашение об уменьшении сроков обучения по некоторым программам для студентов, окончивших образовательные учреждения СПО. Например, в НГАСУ – 3 программы. С 2023 года 115 магистрантам дополнительно выплачивается стипендия на 10 тыс.руб. больше. На базе НГУЭУ запущена межвузовская интеллектуальная биржа, созданная для улучшения взаимодействия между вузами и научными институтами с целью внедрения научных разработок и привлечения студентов в науку. 14 ВКР и 12 курсовых работ прошли через нее.

Павел Новгородов выдвинул предложение по развитию и продвижению в информационном пространстве опыта работы интеллектуальной биржи.

Алексей Манаков рассказал о подготовке кадров в образовательных организациях высшего образования для промышленности региона. Прогноз потребности в квалифицированных кадрах с высшим образованием 50,9 тыс чел. (29% от общей потребности), средним профессиональным 113,8 (65%). Всего проходит обучение 97 тыс. человек по специальностям ВО, из них 93,8% обучаются в государственных вузах. По специальностям, в соответствии с потребностями ОПК, обучается 10 295 чел. Основные направления подготовки: сфера информационных технологий; боеприпасы и взрыватели; машиностроение; приборостроение; оптотехника; электроника, энергетика. Выпуск 2023 г. – 3108 чел. Всего в сводном реестре 81 организация ОПК. Потребность в специалистах с ВО подтверждается 210 вакансиями. В апреле 2023 года было 600 незакрытых вакансий ОПК, в настоящее время 40% из них закрыты. На предприятиях ОПК 137 студентов завершили свою производственную практику. По целевому обучению – предложение о наборе не с первого курса, как сейчас, а со 2-3. Прохождение производственной практики на старших курсах позволит решить вопрос о знакомстве с предприятием, и в будущем брать выпускника без опыта работы (предприятие уже знакомо с ним) и заключать договор целевого обучения с Вузом уже на проявившего себя студента. Кроме того, предлагается уменьшить для предприятия расходы на компенсацию возмещения расходов на обучение при невыполнении условий целевого договора (для предприятий ОПК). К основным направлениям сотрудничества предприятий и образования, в том числе, проведение в вузах научно-исследовательских работ по практическим заданиям предприятий, создание кластеров, кафедр и лабораторий на базе вузов, проводящих научную и исследовательскую работу.

Валентин Голуб рассказал об успешной практике взаимодействия школа-колледж-вуз на примере своего предприятия (НАЗ им.Чкалова). За 7 месяцев текущего года проведено 20 экскурсий на предприятие (более 600 учащихся). Целевое обучение проводится в НГТУ, НАЛ и НАТК, всего 617 чел в 2022 г. и 404 за 7 месяцев 2023 г. Карьерные треки выпускников НГТУ  — от инженера технолога до начальника цеха за 6 лет и 3 месяца. Выпускник НАТК – мастер группы в 2000 г — в 2021 году директор производства ВАТ. Выпускник НАЛ 2016 г. – в 2020 г. стал мастером участка.   Эффект для завода —  формирование групп обучения по потребности, закрытие дефицитных специальностей через подготовку внутри кластера. Эффект для образовательной организации – модернизация материально-технической базы, актуализация программ обучения, площадки для производственной практики, актуальные темы ВКР.

НГТПП уделяет большое внимание подготовке инженерных кадров, применению в системе профессионального образования нетривиальных, инновационных подходов, наряду с уже традиционными инструментами, как например специализированные математические и инженерные (аграрные, биологические и другие) классы с закреплением постоянных кураторов от предприятий и вузов как резерва для потенциальных студентов. Согласование образовательных программ с современными потребностями рынка труда, стажировка преподавателей на производстве. Подготовка инженеров, обладающих комплексными компетенциями — как глубокими профессиональными знаниями, так и управленческими навыками давно уже внедряется палатой в практику обучения студентов вузов  и дополнительного обучения руководящего состава предприятий.

Закрыть