Взаимодействие работодателей и системы образования
На Петербургском международном экономическом форуме – 2024 прошла панельная сессия «Квалификация будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений».
В работе панельной сессии приняли участие: министр труда и социальной защиты России Антон Котяков, Председатель РСПП, председатель Национального Совета по квалификациям Александр Шохин, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин, зам.генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Дмитрий Шаханов, генеральный директор ПАО «Северсталь» Александр Шевелев, зам.председателя комитета по научно-образовательной и инновационной политике Илья Перфильев, ректоры: Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов и Томского госуниверситета Эдуард Галажинский, Научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов , первый заместитель генерального директора «ФосАгро» Сиродж Лоиков, старший управляющий директор компании «Авито Работа» Артем Кумпель, начальник управления перспективного развития НГТПП Юрий Штатнов (ВКС), эксперты Национального агентства развития квалификаций, представители ведущих университетов и лидеров российского бизнеса.
Александр Шохин отметил, что недостаток квалифицированных кадров вышел на первое место среди ключевых ограничений развития бизнеса. В рамках опроса, проведенного РСПП в 2023 году, его упомянули представители более двух третей компаний – в настоящее время это барьер номер один для развития бизнеса. Обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров сегодня входят в число наиболее значимых мер повышения производительности труда. Так ответили 89% опрошенных. В этих условиях возрастают требования к механизмам непрерывного образования на производстве, развитию корпоративных университетов, участию работодателей в разработке образовательных программ в вузах и колледжах. В этой работе компаниям и системе образования должны помочь налоговые стимулы и меры государственной поддержки. Речь может идти о расширении программ поддержки дополнительного профессионального образования. А также – об использовании повышающего коэффициента отнесения на себестоимость расходов на обучение сотрудников предприятий, по аналогии с затратами предприятий на НИОКР.
Антон Котяков отметил, что сложившаяся в настоящее время ситуация на рынке труда – серьёзный вызов для сферы занятости, системы образования и работодателей. Безработица составляет рекордно низкие 2,6%, а до 2030 года российской экономике дополнительно потребуется 2,4 млн человек. В последнее время бизнес прошел через переоценку ценностей и достиг осознания роли кадровой стратегии в развитии предприятия. Ведется разработка двухкомпонентной системы профессиональных стандартов: первая часть профстандарта — константа, отвечающая фундаментальным, общим знаниям. Вторая часть будет более маневренной, оперативно меняющейся в соответствии с технологиями, которые применяет предприятие. Кроме того, блок образования войдет в национальный проект «Молодежь», а мероприятия, касающиеся рынка труда, будут включены в национальный проект «Кадры».
Ярослав Кузьминов в своем выступлении подчеркнул, что сегодня необходимо найти возможности для разрешения базового противоречия между интересами предприятий и работников, которое заключается в том, что компании заинтересованы в подготовке сотрудников с узкой квалификацией, в то время как работники хотят обладать максимально широкими знаниями и навыками, гарантирующими их трудовую мобильность. Нужны инструменты – бюджетные, кредитные, и налоговые, для того чтобы включить бизнес, который владеет современными технологиями, в обучение, выходящее за контуры самого бизнеса.
По мнению Артема Шадрина, максимальную увязку требований рынка труда и системы профессионального образования необходимо транслировать и на взаимосвязь системы профстандартов и образовательных стандартов. Следует также обеспечить переподготовку преподавателей под новые образовательные программы, как это было сделано во время реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Важно, чтобы в национальных проектах «Кадры» и «Молодежь», отраслевых программах стратегического развития была обеспечена реализация мероприятий, связанных с прошивкой требований рынка труда и системы подготовки кадров. В этой связи Национальный совет разработал и утвердил Практические рекомендации о включении мероприятий НСК в документы стратегического планирования. Необходимо вовлечь работодателей в системную работу с образовательными организациями. Крупные компании имеют для этого собственные ресурсы, но важно помочь организовать эту работу в отраслях, в которых представлен малый и средний бизнес. Это и туризм, и индустрия гостеприимства, в строительной отрасли есть много средних предприятий. Кроме того, Артем Шадрин отметил значимую роль советов по профессиональным квалификациям для вовлечения работодателей к участию в разработке и реализации образовательных программ вузов и колледжей, решению задач профессиональной ориентации и расширения числа мотивированных абитуриентов. С учетом опыта национального проекта «Производительность труда», благодаря реализации которого тысячи предприятий освоили практики бережливого производства, целесообразно обеспечить поддержку такого же массового внедрения на предприятиях современных технологий управления персоналом, непрерывного образования сотрудников и взаимодействия с образовательными организациями.
О том, как работодатели реагируют на вызовы рынка труда, связанные с дефицитом квалифицированных кадров, на сессии говорили представители компаний. В частности, Александр Шевелёв рассказал об опыте реализации комплексного подхода к задаче обеспечения кадрами. Было отмечено, что 95% сотрудников «Северстали» уже прошли переобучение в корпоративном университете и учебных центрах. В рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» компания также взаимодействует с университетами. В компании РЖД работа с кадровым обеспечением строится на трех китах – профориентации детей и молодежи, удержании сотрудников и их дальнейшем развитии. Об этом рассказал Дмитрий Шаханов. Взаимодействие с образовательными организациями в РЖД начинают с детских садов. В средней школе организованы профильные классы, проводятся профильные смены в летних лагерях. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» работают 10 железнодорожных кластеров СПО, развивается сотрудничество с профильными вузами. В «ФосАгро» действует бесшовная программа «школа – колледж – вуз – предприятие», рассказал Сиродж Лоиков. Кроме того, существует специальная корпоративная программа «ДРОЗД», название которой расшифровывается как «Детям России образование, здоровье и духовность», ориентированная на дошкольников.
Также на пленарной сессии выступили предприниматели и представители сферы образования регионов России.
Союз «Новосибирская городская торгово-промышленная палата» активно участвует в сближении интересов и решении вопросов взаимодействия работодателей и системы образования. Проводится профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, НГТПП является методическим центром НСК в регионе, 2 руководителя являются членами Совета по развитию профобразования и поддержки национальной системы квалификаций, члены НГТПП — являются членами отраслевых Советов при колледжах, при непосредственном участии НГТПП созданы два образовательно-производственных кластера в рамках федерального проекта «Профессионалитет». НГТПП также принимает участие в работе комиссии по принятию госэкзаменов в колледжах и вузах.