logo

Жалоб на мисселинг от новосибирцев стало больше

За 10 месяцев 2022 года жители Новосибирской области направили в Банк России 68 жалоб на мисселинг — недобросовестную практику, при которой один финансовый продукт продается под видом другого. С января по октябрь прошлого года подобных обращений было на две трети меньше.

Чаще всего жители региона сталкивались с мисселингом в банках, когда приходили открыть или продлить вклад. Менеджеры предлагали вложить деньги в некие высокодоходные аналоги, которые якобы настолько же надежны. При этом либо умышленно умалчивали о рисках, либо вводили в заблуждение относительно доходности или иных условий. Под видом вкладов людям продавали инвестиционное и накопительное страхование жизни (ИСЖ и НСЖ), паи ПИФ, услуги брокеров и доверительных управляющих, а также иные финансовые или инвестиционные инструменты.

«Самым частым «подмененным» продуктом на протяжении многих лет остается инвестиционное страхование жизни. ИСЖ — это сложный продукт. В нем нужно хорошо разбираться, и уж точно с помощью него не стоит откладывать на отпуск или формировать «подушку безопасности». Во-первых, какую бы доходность не обещал менеджер, гарантировать её он не имеет права. Во-вторых, забрать деньги раньше срока без потерь не удастся — можно получить только выкупную сумму, а она обычно небольшая. В-третьих, деньги не будут застрахованы государством — такая «защита» предусмотрена только для вкладов. Поэтому мой главный совет — внимательно читать все документы и не покупать финансовые продукты, в которых не удалось разобраться до конца. Как только под договором появляется ваша подпись, значит, вам понятны условия сделки и вы с ними согласны. Доказать, что вас ввели в заблуждение, очень сложно», — отметила первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.

Она также напомнила, что для инвестиционных видов страхования, в том числе ИСЖ, с этого года предусмотрен «период охлаждения» не 14 дней, как для других добровольных страховок, а 30 дней, причем в некоторых случаях он может быть и длиннее. Такой увеличенный срок нужен для того, чтобы у человека было больше времени разобраться, какой же продукт он все-таки купил, и если он ему не подходит, вернуть все деньги за него без каких-либо потерь.

Кроме того, для полисов ИСЖ предусмотрен особый порядок продажи. Менеджер банка обязан информировать клиента о том, что этот продукт не является вкладом, а также проговаривать все риски и особенности досрочного возврата. Если финансовая компания системно нарушает эти правила, у Банка России есть возможность потребовать приостановить недобросовестные продажи конкретного продукта и опубликовать информацию о таком запрете на официальном сайте. Ограничения снимаются только после того, как банк устраняет нарушения.

Сообщить о мисселинге или других недобросовестных практиках со стороны финансовых компаний можно через интернет-приемную на сайте Банка России.

ПРЕСС-СЛУЖБА

Сибирского ГУ Банка России

Закрыть