logo

«Банковский сектор России занимает более 80% финансового рынка, при этом его доля в объеме инвестиций лишь 8%»

В эти дни отмечается 30 лет со дня образования Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. «Финансовая газета» побеседовала с Сергеем Николаевичем Катыриным, президентом ТПП РФ, возглавляющим палату последние 10 лет.

– Сергей Николаевич, три десятка лет – немалый путь. Но, наверное, наиболее сложными оказались два последних года жизни в новых условиях. В ТПП не раз обсуждалось влияние ковид-кризиса на экономику и промышленность России. Оценки понесенного бизнесом ущерба разнятся. Что вы можете сказать о ситуации в экономике и промышленности России на сегодняшний день?

– С точки зрения статистики мы видим, что по итогам семи месяцев текущего года валовой внутренний продукт вышел на докризисный уровень, то есть полностью преодолен спад, вызванный распространением новой коронавирусной инфекции, наблюдается рост в обрабатывающей промышленности, в объемах инвестиций в основной капитал, снижается уровень безработицы. По итогам года ожидается рост ВВП на 4,2%.

Но все мы понимаем, что пандемия неравнозначно повлияла на разные сектора экономики. Многие отрасли пострадали существенно, кто-то находился (да и продолжает находиться) на грани выживания. Но есть сектора экономики, которых кризис если и коснулся, то минимально. Или даже способствовал развитию. К таким отраслям можно отнести IT-сферу, фармацевтику, производство медицинского оборудования, сферу онлайн-образования и онлайн-развлечений.

При этом далеко не весь бизнес может полностью уйти в онлайн, а разнообразные ограничения продолжают действовать, поэтому не во всех сферах кризис преодолен. Более того, новый рост заболеваемости происходит сегодня как в отдельных частях мира, так и в отдельных российских регионах.

К проблемам, вызванным непосредственно пандемией, добавляются и «традиционные» для предпринимателей сложности: неналоговая нагрузка, контрольно-надзорная деятельность (надеемся, что ситуацию изменит вступившее в силу летом новое законодательство в этой сфере, в разработке которого ТПП России принимала непосредственное участие), определенные несовершенства в части инвестиционного климата, недоступность заемного финансирования и так далее. По всем этим волнующим бизнес-вопросам ТПП России продолжает вести работу.

По прошествии почти двух лет жизни в новых условиях можно сказать, что бизнес научился работать в ситуации нестабильности кооперационных цепочек, трудностях в сфере международного транспорта, сложностях с привлечением трудовых ресурсов из зарубежных стран и многих других вещах, ранее не представлявших таких угроз. При этом предприниматели продолжают тратить большие деньги на соблюдение введенных из-за пандемии санитарно-эпидемиологических регламентов, закупку средств индивидуальной защиты, тестирование сотрудников, дезинфекцию помещений и так далее.

– ТПП РФ неоднократно обращалась к Правительству РФ с предложениями оказать поддержку малому бизнесу, отраслям экономики, пострадавшим от кризиса. Оцените, пожалуйста, эффективность взаимодействия палаты с главой кабмина, министерствами и ведомствами. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять сейчас в первую очередь, чтобы оптимизировать и ускорить стабилизационные процессы в экономике?

– Сложившаяся ситуация с противодействием распространению коронавирусной инфекции еще раз наглядно показала, насколько важна консолидация усилий государства, общества и предпринимательского сообщества. Говоря об оценке эффективности нашего взаимодействия, я бы прежде всего отметил, что в это непростое время взаимодействие ТПП и Правительства России вышло на качественно новый уровень.

Нами были сформированы и направлены многочисленные предложения по мерам поддержки бизнеса и выходу экономики из ограничительных мер, по поддержке отдельных отраслей, разработке регламентов эпидемиологической безопасности отраслей экономики.

Многие инициативы нашли отражение в федеральных законах, нормативных документах правительства. В частности, в Общенациональный план вошли наши предложения о расширении перечня видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, об ограничении числа проверок субъектов МСП, о либерализации правовых последствий банкротства для ИП, о совершенствовании валютного регулирования и валютного контроля.

Более того, наши инициативы были услышаны и реализованы на основании отдельных обращений в адрес председателя правительства и его заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти. К примеру, был расширен перечень пострадавших отраслей, на некоммерческие организации были распространены антикризисные меры поддержки, аналогичные мерам, предусмотренным для субъектов малого и среднего предпринимательства, был частично усовершенствован порядок оказания государственной поддержки на основании кодов ОКВЭД.

В настоящее время еще остаются отдельные сектора экономики, которые не вернулись на докризисный уровень и нуждаются в дополнительной поддержке. ТПП России продолжает получать большое количество обращений от наших палат в субъектах РФ, от отраслевых союзов и ассоциаций, от конкретных представителей бизнеса. Все эти обращения мы анализируем, обобщаем и направляем в правительство.

С точки зрения основных показателей в настоящее время мы вышли на ту траекторию роста, на которой находились бы, если бы не было пандемии. Но отдельные проблемы, конечно, еще сохраняются. По оценкам Банка России, потенциальный рост ВВП в ближайшие годы будет находиться в диапазоне от 2 до 3% в год, поэтому, помимо «антикризисных» мер, необходима и реализация глубинных структурных изменений в экономике.

Палата принимала участие в подготовке Единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, нацеленного в том числе на увеличение потенциала роста экономики России за счет повышения инвестиционной активности бизнеса, развития малого и среднего предпринимательства и реализации других мер.

– Коллеги из ТПП отмечают низкий уровень обеспеченности банковскими услугами граждан нашей страны. На 100 тысяч человек у нас приходится менее одного банка. И этот показатель постоянно снижается. В США и страха еврозоны на 100 тысяч человек приходится два банка. Эта проблема особенно актуальна для отдаленных регионов, где представителям бизнеса просто некуда обращаться за финансированием. Что предлагает ТПП РФ, для того чтобы изменить ситуацию.

– ТПП России уже неоднократно отмечала эту проблему. Дело прежде всего в том, что число региональных банков с каждым годом становится все меньше. Сегодня в 40 субъектах Федерации либо вообще нет ни одной кредитной организации, либо есть один небольшой банк с базовой лицензией. Филиалы федеральных банков, как правило, используют региональную ресурсную базу для кредитования крупных и развитых средних компаний.

Крупнейшие банки, используя свое монопольное положение, активно скупают инфраструктурные и сервисные компании, монополизируя и эту сферу. Вместе с тем деятельность предприятий, особенно малых и средних, напрямую зависит от доступности кредитов на местах.

Что делать? Несомненно, региональные банки должны существовать, для них должны быть предусмотрены специальные меры поддержки. Среди первоочередных мер, которые должен, на наш взгляд, принять ЦБ, расширение доступа к средствам для банков второго эшелона, которые кредитуют малый и средний бизнес, региональные проекты, а также реализация программы развития региональных банков, прежде всего через повышение их капитализации.

Сейчас банковский сектор по объему активов занимает более 80% всего финансового рынка, при этом его доля в объеме инвестиций в основной капитал составляет около 8%. В странах с развитой финансовой системой этот показатель обычно превышает 50%. На наш взгляд, Правительству РФ и Банку России необходимо поставить задачу доведения к 2030 году доли участия кредитных организаций в инвестициях в основной капитал до 30%. Финансовых ресурсов в банковской системе сегодня более чем достаточно для успешного выполнения такой задачи.

Для достижения этих показателей считаем необходимым создать эффективный системный механизм трансмиссии накопленных сбережений (в рублях и иностранной валюте сбережения сегодня составляют более 120 триллионов рублей) в капиталовложения, в том числе за счет введения так называемых пруденциальных норм (это нормативы и обязательные требования, которые устанавливаются законом и Банком России для кредитных организаций в целях обеспечения надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками, защиты интересов акционеров и вкладчиков) стимулирования кредитных организаций к значительному увеличению финансирования вложений предприятий в основной капитал, а также установления порядка льготного рефинансирования Банком России капиталовложений, профинансированных кредитными организациями.

Для государственных и крупнейших частных кредитных организаций, участвующих в государственных программах, необходимо установление требований и норм по их участию в финансировании крупных национальных и региональных инвестиционных проектов.

ТПП России уже не первый год выступает за создание в стране специализированных инвестиционных банков. Сегодня в нашей стране все банки – это кредитно-депозитные организации, в отношении которых установлен целый ряд серьезных ограничений их инвестиционной деятельности, прежде всего снижающих показатель их капитала. Инвестиционные банки должны иметь совсем иное регулирование, стимулирующее их активное участие в капиталовложениях в реальную экономику, в том числе в прямых инвестициях.

Отмечу, что одновременно ТПП РФ уже шесть лет проводит федеральный конкурс «Лучшая банковская программа для МСП», целями которого являются информирование бизнеса о специальных предложениях банков, о новых продуктах и услугах, создание системы обратной связи.

Конкурс приобрел вес и в банковском сообществе, и в среде предпринимателей, потому что позволяет «развернуть» банки лицом к бизнесу. Кстати сказать, в этом году одним из лауреатов конкурса (наравне с крупными федеральными банками) стал региональный банк с базовой лицензией из Свердловской области – АО «Первоуральскбанк». Это еще одно подтверждение того, что региональные банки нужно развивать и активно поддерживать.

– ТПП РФ уже обращала внимание на проблематику, связанную с введением маркировки товаров в ряде отраслей экономики. Речь, в частности, шла о маркировке лекарственных препаратов, обуви и табачных изделий. Вы предлагали наладить оперативное взаимодействие между госструктурами и производителями, проводить консультации на предмет определения целесообразности введения маркировки отдельных групп товаров. Удалось ли добиться прогресса в решении этих вопросов?

– ТПП РФ уже несколько лет ведет мониторинг процесса внедрения цифровой маркировки в стране. Сегодня она запущена по 14 группам товаров: меховые изделия, лекарственные препараты, молочная продукция, табачные изделия, пять видов одежды, обувь, духи, шины и покрышки, велосипеды, фотоаппараты. Пилотные проекты ведутся по минеральной и питьевой воде, пиву и креслам-коляскам.

Благодаря тесному взаимодействию наших представителей в рабочих группах, а также регулярному обсуждению текущих проблем на заседаниях, которые мы организуем совместно с Минпромторгом России и ЦРПТ (оператором системы «Честный знак»), многие вопросы удается оперативно снимать. Либо находить компромиссные решения.

Ответственный бизнес, так же как и государство, заинтересован в обелении рынков. В тех отраслях, где маркировка уже введена, предприниматели безусловно выполняют все требования. И это действительно приносит плоды. Укрепляются позиции добросовестных участников рынка, ставится преграда контрафакту и коррупции, становятся понятными сами объемы рынка.

Тем не менее даже в таком, казалось бы, успешном проекте маркировки, как меховые шубы, по оценкам самих участников, 30–40% продаж все равно до сих пор остались вне легального поля. Это первое, что вызывает нашу обеспокоенность. Цифровая маркировка по-настоящему работает только в легальных каналах продаж. А ведь похожая ситуация отмечается и в одежде, и в обуви, и в табачных изделиях.

Вторая проблема в том, что до сих пор не удается отладить плавный и комфортный переход отдельных сегментов рынка от пилотного к полноценному промышленному режиму. Мы считаем, что здесь ситуация не всегда зависит от самих предпринимателей, в ряде случаев действительно так или иначе затягивающих процессы подготовки и внедрения маркировки. Должна быть юридически закреплена ответственность оператора за накладки, сбои и простои в работе системы (не до конца проработаны технические решения, частая смена программного обеспечения и так далее).

По многим группам товаров, например лекарственным средствам, до сих пор система не работает полноценно на все 100%, а «облегченный» режим работы системы не дает гарантий отсутствия контрафактной продукции.

Кроме того, добросовестный бизнес, который полноценно участвует в системе прослеживаемости, вопреки обещаниям оператора сегодня не может отследить путь своей продукции по всей товаропроводящей цепочке. Необходимо расширить набор сведений, получаемых эмитентами кодов из системы.

Есть и еще ряд проблем, на которые мы постоянно обращаем внимание: вместо предлагаемого нами «одного окна» продолжается умножение систем прослеживаемости, так и не найден алгоритм адекватной оценки уровня контрафакта и фальсификата в отдельных сегментах рынка, а ведь это ставит под сомнение объективность методики расширения цифровой маркировки на новые группы товаров.

И все же мы считаем, что благодаря выработанному совместными усилиями подходу удается продвигаться вперед. Мнение бизнеса слышит и Минпромторг России, и оператор проекта. Вносятся коррективы в сроки, дотируются участники пилотных проектов, оперативно решаются вопросы выделения льготных кредитов через Фонд развития промышленности.

– Тема ESG становится все более актуальной для российских компаний. По данным Journal of Sustainable Finance & Investment, компании, имеющие хорошие результаты по направлению ESG, демонстрируют более низкие репутационные, политические и регуляторные риски. Какую роль играет или планирует играть ТПП РФ в сфере ESG в России и планируются ли мероприятия в этом направлении?

– Да, сегодня тема ответственного инвестирования является одной из самых востребованных и широко обсуждаемых на всех уровнях. И ТПП России не остается в стороне. Тематика адаптации российской экономики в рамках перехода к низкоуглеродному регулированию активно обсуждается на площадках наших профильных комитетов по природопользованию и экологии, по энергетической стратегии и развитию ТЭК. Вопросы ответственного инвестирования и реализации «зеленых» проектов постоянно находятся в поле зрения Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.

Уже сегодня все ведущие крупные мировые и отечественные компании включают принципы устойчивого развития в свои долгосрочные стратегии, многие внедряют стандарт ESG и предоставляют нефинансовую отчетность, развивают проекты, имеющие экологический и социальный эффект.

Вместе с тем субъекты малого и среднего предпринимательства, которые составляют более 75% членской базы системы торгово-промышленных палат, сегодня находятся, скажем так, в зоне низкой осведомленности и компетентности. В этой части мы видим свою основную задачу: информировать о существующих рисках и возможностях, а также принципах и инструментах управления ими.

И мы эту работу уже ведем. Так, например, наша дочерняя структура – АНО «Союзэкпертиза» ТПП РФ уже сегодня предлагает свои услуги, которые должны помочь в первую очередь предприятиям МСП управлять потенциальными рисками по вопросам устойчивого развития, по разработке и внедрению стратегий низкоуглеродного развития, по созданию единой базы передовых практик по достижению целей устойчивого развития.

Эксперты оказывают услуги по внедрению стандарта ESG на предприятии (нефинансовая отчетность предприятия по внедрению передовых принципов в области охраны окружающей среды, социальной ответственности и управления), а также проводят аудит углеродного следа предприятия, осуществляют разработку и внедрение инициатив по его снижению.

С 2026 года крупнейшие российские компании, представляющие черную и цветную металлургию, производство удобрений, электроэнергетику и цементную промышленность, подпадают под пограничное углеродное регулирование Европейского союза. Эксперты по-разному оценивают экономические последствия. Но в любом случае речь идет о том, что финансовые ресурсы, которые могли бы нашими компаниями направляться на повышение конкурентоспособности российской промышленности, могут уходить в бюджет ЕС и направляться на реализацию проектов по сокращению выбросов в странах ЕС.

На первый взгляд это затронет в основном крупный бизнес. Но, на наш взгляд, эти нововведения негативно повлияют и на малый и средний бизнес, так как их товары или услуги нередко входят в производственно-сбытовые цепочки крупных компаний, поставляющих продукцию на рынок стран ЕС.

Одновременно введение нормативного регулирования управления углеродным следом в нашей стране сподвигнет все компании, которые размещают свои заказы на российских тендерных площадках, отдавать преимущества тем поставщикам товаров и услуг, которые максимально будут интегрированы в повестку устойчивого развития и будут отвечать стандартам ESG отчетности. В связи с этим ТПП России, торгово-промышленные палаты в регионах, наше экспертное сообщество совместно работают над предложениями по всем направлениям нормативно-правового регулирования этой сферы, разработке и внедрению соответствующих стандартов и информированию бизнеса о них.

– Ситуация с ковидом не дает строить жестких планов. И все же какие крупные конференции или исследования вы готовите?

– В ноябре состоится одно из ключевых наших мероприятий − XVII Всероссийский налоговый форум. Это открытая площадка, где представители бизнес-сообщества могут подискутировать с представителями органов государственной власти, совместно найти пробелы в законодательстве и сформировать сбалансированную позицию по вопросам правоприменения. В рамках форума мы планируем ряд тематических секций по различным направлениям налогового законодательства. Все рекомендации и конкретные предложения, которые будут выработаны по итогам обсуждения, мы направим в органы власти.

Серьезную работу мы продолжаем вести в рамках поддержки семейного предпринимательства. В мае успешно провели первый Всероссийский выездной семейный совет для участников проекта «100 семейных компаний под патронатом президента ТПП РФ» в Рязани. В настоящее время уже сформирован график проведения советов до конца этого года. Недавно проведен совет в Нижнем Новгороде: с 17 по 20 ноября он пройдет в Калуге, с 1 по 4 декабря – в Уфе.

Насыщенная программа выездных заседаний в целом включает в себя встречи с руководителями субъектов РФ, торжественное открытие центров семейного бизнеса, дискуссии по актуальным проблемам и вызовам развития предпринимательства, высадку Аллеи семейного бизнеса, проведение В2В-встреч и многое, многое другое.

В перспективе мы планируем открыть центры поддержки семейного бизнеса во всех регионах России. В них семейные компании будут получать помощь по широкому спектру вопросов – начиная от финансовой грамотности, подбора и обучения кадров и заканчивая юридическими вопросами наследственности.

23 декабря на площадке ЦВК «Экспоцентр» состоится наш традиционный IV Всероссийский форум семейного предпринимательства «Успешная семья – успешная Россия!».

Что касается исследований, в рамках выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы за ТПП России закреплено проведение независимого исследования «Бизнес-барометр коррупции», целями которого являются анализ отношения предпринимательского сообщества к коррупции и оценка бизнесом государственной политики в области противодействия коррупции. По его результатам палата, в частности, выступила с инициативой создать комплексную многоступенчатую систему защиты сотрудников организаций, которые сообщили о фактах склонения к коррупции или совершении подобных преступлений. Такая модель реализуется сегодня во многих европейских странах. 18 октября стартовал девятый этап «Бизнес-барометра коррупции».

В декабре мы планируем проведение традиционной Всероссийской акции, приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, где и будут представлены его результаты. Акция объединит на площадках торгово-промышленных палат представителей государственных органов, крупных госкомпаний, научных кругов, предпринимателей, студентов профильных вузов, заинтересованных экспертов, участвующих в предупреждении и противодействии коррупции.

Большие планы и у территориальных палат, которые сегодня принимают участие в реализации мероприятий региональных государственных программ развития малого и среднего бизнеса, организуют международные и межрегиональные бизнес-миссии, выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия, оказывают различные консультации по вопросам предпринимательской деятельности. Информация обо всех планируемых мероприятиях доступна на нашем сайте.

Будем надеяться, что эпидемиологическая ситуация в стране позволит нам реализовать все задуманное.

Закрыть