logo

На заседании Общественного Совета при Управлении Федеральной налоговой службы Новосибирской области предприниматели обсудили состояние делового климата

В конце июля 2022 года состоялось заседание Общественного совета при Управлении Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области.

Во встрече приняли участие: руководитель УФНС России по НСО Геннадий Морозов, председатель Общественного совета, член Совета НГТПП, президент «Межрегиональной Ассоциации руководителей предприятий» (МАРП) Сергей Карпекин, заместитель руководителя УФНС России по Новосибирской области Светлана Селиверстова, директор ООО «ЛИДЕР АУДИТ», председатель НП «Аудиторская Палата Сибири» Екатерина Алабужева, а также сотрудники налоговых и правоохранительных органов, представители предприятий города.

О работе налоговых органов Новосибирской области за первое полугодие 2022 года рассказал Геннадий Морозов. Он сообщил, что поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Новосибирской области выросли на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Также Геннадий Морозов рассказал о возможностях новых электронный сервисов, позволяющих быстрее регистрировать бизнес и ускорить процесс разблокирования счетов.

С докладом о работе Ситуационного центра УФНС России по Новосибирской области и мерах поддержки бизнеса выступила Светлана Селиверстова. По ее словам, большинство обращений от секторов промышленности, торговли и сферы услуг связано с проблемой невозможности уплаты текущих налогов.

О состоянии новосибирского бизнеса в условиях санкционного давления рассказал Сергей Карпекин. По мнению бизнес-сообщества, предпринимательский климат в регионе требует существенного улучшения, особенно в сегодняшних реалиях, когда необходимо создать действительно благоприятные возможности для развития импортозамещения, для появления новых предприятий и отраслей. Данная задача находится в приоритете НГТПП и МАРП. Еще очень много необходимо сделать для того, чтобы бизнесу и предприятиям работалось более комфортно на территории Новосибирской области. Среди предлагаемых мер можно выделить следующие.

Первое: продолжает быть недоступным финансирование по льготным ставкам, долгосрочное финансирование проектов технического перевооружения предприятий. Короткие кредиты на 2, 3 даже 5 лет не всегда решают предпринимательские задачи. Президент РФ заявил о необходимости введения промышленной ипотеки — это очень хорошая инициатива. Предприятиям, чтобы технически перевооружится, создать новые высокотехнологичные продукты, нужны длинные деньги. Банковское кредитование пока не позволяет решать эти задачи.

Второе: налоговый режим в регионе достаточно жесткий. Есть возможности, есть необходимость его сдвинуть в сторону смягчения. Предприятия, особенно промышленные, платят честно, и налоговая нагрузка у них достаточно высока. Поэтому постепенное плановое снижение налоговой нагрузки высвободит дополнительные собственные ресурсы бизнеса для проведения модернизации и технического перевооружения производства.

У региональной власти всегда на чаше весов с одной стороны задача – поддержать экономику, создать условия для развития, с другой стороны – очень большой объем социальных обязательств, необходимость ежедневно финансировать весь социальный сектор, обеспечивать все социальные гарантии. Поэтому, когда ставится вопрос о снижении налогов, о введении каких-либо налоговых льгот, всегда идет определенное противодействие, потому что принять решение, которое даст какие-то преимущества бизнесу, но при этом, создаст проблемы с наполнением бюджета, с финансированием социальной сферы, заставляет искать компромисс.

 «Мы предлагаем снизить налог для тех малых и средних предприятий, кто работает по упрощенной системе налогообложения, их порядка 10 000 в Новосибирской области. Наша идея в том, чтобы государство простимулировало их развиваться, дальше расти. Вкладываться таким образом региону в промышленность выгодно. Мы на каждый вложенный рубль получаем минимум 3 дополнительных рубля новых налогов. Но по бюджетным ограничениям, наличию социальных обязательств пока не можем добиться принятия решения в Новосибирской области. Нас просят более глубоко рассчитать какие-то параметры, показать на цифрах, что мы здесь получаем, что теряем», — сказал Сергей Карпекин.

НГТПП и МАРП начиная с 2019 года активно продвигали задачу введения на территории НСО инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль. Такую возможность установило федеральное законодательство, и по инициативе НГТПП и МАРП на региональном уровне был принят соответствующий закон. Это хорошая возможность, когда предприятие до 90% стоимости своих инвестиций в новое оборудование может зачесть в счет налога на прибыль. Уже в 2019 году промышленные предприятия получили льготы в размере 470 млн руб., в 2020 году – 520 млн руб, по итогам 2021 года около 500 млн руб. Это достаточно серьезные инвестиции, которые были использованы предприятиями для дальнейшего развития.

В Новосибирской области создан региональный фонд развития промышленности. НГТПП и МАРП в течении последних лет постоянно ставили вопрос о необходимости увеличивать его капитализацию и создавать новые возможности для финансирования большего количества проектов. В 2022 году такое решение было принято, ресурс фонда был увеличен более, чем в 2 раза. В результате расширились возможности по реализации производственных проектов в Новосибирской области.

Новосибирские предприятия могут получить льготное финансирование по ставке 1%, 3% или 5 % годовых своих проектов модернизации и технического перевооружения.

Однако, по некоторым обязательным платежам в Новосибирской области условия хуже, чем у соседей по СФО. Требуют пересмотра ставки земельного налога, которые в регионе максимальны, как и ставки налога на недвижимость, включая кадастровую оценку недвижимости и земли, которая тоже достаточно высокая.

По итогам работы членами Общественного совета решено признать деятельность УФНС России по НСО за первое полугодие 2022 года удовлетворительной, а также рассмотреть на очередном заседании вопросы взаимодействия с Молодежным советом УФНС России по НСО в части мотивации профильных специалистов среди молодежи на работу в налоговых органах, и предложения о внесении изменений в применение специальных налоговых режимов в Новосибирской области в части снижения нагрузки на бизнес с целью стимулирования развития предпринимательства в регионе.

Закрыть